Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

810 лет назад появились первые сведения о Слуцком Свято-Троицком (Тройчанском) монастыре

810 лет назад появились первые сведения о Слуцком Свято-Троицком (Тройчанском) монастыре

В цикле христианских праздников один из самых важных – Святой Троицы. Именно в этот день, как свидетельствует Священное Писание, произошло сошествие Святого Духа на апостолов. С давних времён существует традиция освящать в честь Святой Троицы храмы и монастыри. Одним из знаменитых в истории Православной церкви на Беларуси является Слуцкий .

В глубине далёких веков теряются следы первых обитателей Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, неизвестно точно, как и когда он возник, кто был его основателем. Однако не подлежит сомнению, что это был один из старейших монастырей на территории Беларуси, который сыграл значительную роль в распространении христианства, в защите и сохранении православия на Случчине.

впервые упоминается в исторической литературе в 1445 году. Был он основан недалеко от города, ниже по течению на правом берегу реки Случь. Рядом проходила дорога на Вильно. Вокруг начали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны. Отрезок дороги в город стал называться улицей Тройчанской.

Монастырь был одним из главных центров духовной и культурной жизни края. Ему подчинялись позднее возведённые и более мелкие монастыри. Его значение стало особенно важным после принятия в 1596 году церковной Унии. Православные церкви Слуцка Унии не поддержали, и руководство Троицкого монастыря в 1596–1620 годах фактически самостоятельно управляло православной жизнью края.

В монастыре имелась большая библиотека: как свидетельствует сделанное в 1494 году описание, в ней насчитывалось 45 рукописных книг. Также при нем действовала школа переписчиков, а сделанными здесь рукописными книгами обеспечивались церкви Случчины.

Немногочисленные источники донесли до нас отдельные имена тех, кто непосредственно приложил свою руку к распространению писаного слова: диакон Коляда, иеромонах , иеромонах Пахомий Поценко. Кроме переписчиков над книгами работали художники, украшавшие их иллюстрациями, а также ювелиры, которые делали металлические оклады. Церковные заказы способствовали развитию золотошвейного и ткацкого искусства, иконописи, кузнечества, литья колоколов.

Как своеобразное и уникальное явление в истории белорусской рукописной книги оценивается подаренное Троицкому монастырю Четвероевангелие, которое в 1580 году собственноручно переписал князь Слуцкий Юрий Олелько. Кроме напрестольного Евангелия тут же хранился настоятельский посох из чистого серебра. Реликвией храма был и серебряный позолоченный потир.

Архимандриты Слуцкого Троицкого монастыря Феодосий Василевич и Серапион Полховский, сохраняя свои должности в Слуцке, становились епископами Белорусским и Могилёвским. С конца XVII века по 1840 год при монастыре действовала Минская православная духовная семинария. Тогда же при нём была основана епископская кафедра. С 1772 по 1793 годы монастырь был самым крупным православным центром Речи Посполитой.

Комплекс монастырских построек, которые возводились из дерева, неоднократно менял облик. Главной святыней был Троицкий собор. Вместе с другой монастырской застройкой он не раз страдал от врагов, в том числе от татарских нападений начала XVI века. В 1505 году по инициативе княгини Анастасии Олелькович вместо старого деревянного появился новый каменный . Кроме собора имелась тёплая зимняя , хозяйственные постройки. На берегу реки располагалось кладбище. На протяжении XIX века большинство старых деревянных построек Свято-Троицкого монастыря исчезло. В 1865–1867 годы был возведён каменный корпус, где разместились комнаты архимандрита, кельи монахов. На территории были расположены сараи, конюшни, пивоварня, бани, жилые дома. За ними к реке тянулись сады, цветники, огороды. В построенную церковь Благовещения перенесли мощи святой княгини Софии Слуцкой. На монастырском дворе, на столбе, был установлен компас, а рядом – колодец. Долгое время сохранялось мнение, что иеромонах святитель Димитрий Ростовский на погосте Свято-Троицкого монастыря выкопал колодец, на верхнем венце сруба которого сделал надпись следующего содержания: «Почто нам в Самарию за водой ходити, Егда и зде, в Случеске лепо её пити?».

Во второй половине 1880-х годов значение монастыря уменьшается, но жизнь в нём не затухает. При нём действует духовное училище, позже создаётся церковно-приходская школа. В начале XX века монастырь известен уже как первоклассный, но величие и значимость вернуть не удалось. В 1925 году монастырь был упразднён, его территория отводилась под военный городок. Энциклопедические сведения утверждают, что монастырский комплекс был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Остатки монастырского некрополя уничтожены во времена строительных работ в 1970-е годы. Сейчас от бывшего монастыря не осталось и следов. В о значительном в истории белорусского православия центре весной 1994 года паломниками из Минска и слуцкими верующими на месте Троицкого собора – храма-воина, свидетеля истории нашего края – был установлен памятный крест.

Валентина ЦЕГАЛКО,
заведующая отделом
обслуживания и информации
районной центральной библиотеки

Перевод –
Владимир ХВОРОВ

Похожие записи

Вернуться наверх