Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

810 лет назад появились первые сведения о Слуцком Свято-Троицком (Тройчанском) монастыре

810 лет назад появились первые сведения о Слуцком Свято-Троицком (Тройчанском) монастыре

В цикле христианских праздников один из самых важных – праздник Святой Троицы. Именно в этот день, как свидетельствует Священное Писание, произошло сошествие Святого Духа на апостолов. С давних времён существует традиция освящать в честь Святой Троицы храмы и монастыри. Одним из знаменитых в истории Православной церкви на Беларуси является Слуцкий .

В глубине далёких веков теряются следы первых обитателей Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, неизвестно точно, как и когда он возник, кто был его основателем. Однако не подлежит сомнению, что это был один из старейших монастырей на территории Беларуси, который сыграл значительную роль в распространении христианства, в защите и сохранении православия на Случчине.

Монастырь впервые упоминается в исторической литературе в 1445 году. Был он основан недалеко от города, ниже по течению на правом берегу реки Случь. Рядом проходила дорога на Вильно. Вокруг начали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны. Отрезок дороги в город стал называться улицей Тройчанской.

Монастырь был одним из главных центров духовной и культурной жизни края. Ему подчинялись позднее возведённые и более мелкие монастыри. Его значение стало особенно важным после принятия в 1596 году церковной Унии. Православные церкви Слуцка Унии не поддержали, и руководство Троицкого монастыря в 1596–1620 годах фактически самостоятельно управляло православной жизнью края.

В монастыре имелась большая библиотека: как свидетельствует сделанное в 1494 году описание, в ней насчитывалось 45 рукописных книг. Также при нем действовала школа переписчиков, а сделанными здесь рукописными книгами обеспечивались церкви Случчины.

Немногочисленные источники донесли до нас отдельные имена тех, кто непосредственно приложил свою руку к распространению писаного слова: диакон Коляда, иеромонах Антоний, иеромонах Пахомий Поценко. Кроме переписчиков над книгами работали художники, украшавшие их иллюстрациями, а также ювелиры, которые делали металлические оклады. Церковные заказы способствовали развитию золотошвейного и ткацкого искусства, иконописи, кузнечества, литья колоколов.

Как своеобразное и уникальное явление в истории белорусской рукописной книги оценивается подаренное Троицкому монастырю Четвероевангелие, которое в 1580 году собственноручно переписал князь Слуцкий Юрий Олелько. Кроме напрестольного Евангелия тут же хранился настоятельский посох из чистого серебра. Реликвией храма был и серебряный позолоченный потир.

Архимандриты Слуцкого Троицкого монастыря Феодосий Василевич и Серапион Полховский, сохраняя свои должности в Слуцке, становились епископами Белорусским и Могилёвским. С конца XVII века по 1840 год при монастыре действовала Минская православная духовная семинария. Тогда же при нём была основана епископская кафедра. С 1772 по 1793 годы монастырь был самым крупным православным центром Речи Посполитой.

Комплекс монастырских построек, которые возводились из дерева, неоднократно менял облик. Главной святыней был Троицкий собор. Вместе с другой монастырской застройкой он не раз страдал от врагов, в том числе от татарских нападений начала XVI века. В 1505 году по инициативе княгини Анастасии Олелькович вместо старого деревянного появился новый каменный храм. Кроме собора имелась тёплая зимняя церковь, хозяйственные постройки. На берегу реки располагалось кладбище. На протяжении XIX века большинство старых деревянных построек Свято-Троицкого монастыря исчезло. В 1865–1867 годы был возведён каменный корпус, где разместились комнаты архимандрита, кельи монахов. На территории были расположены сараи, конюшни, пивоварня, бани, жилые дома. За ними к реке тянулись сады, цветники, огороды. В построенную церковь Благовещения перенесли мощи святой княгини Софии Слуцкой. На монастырском дворе, на столбе, был установлен компас, а рядом – колодец. Долгое время сохранялось мнение, что иеромонах святитель Димитрий Ростовский на погосте Свято-Троицкого монастыря выкопал колодец, на верхнем венце сруба которого сделал надпись следующего содержания: «Почто нам в Самарию за водой ходити, Егда и зде, в Случеске лепо её пити?».

Во второй половине 1880-х годов значение монастыря уменьшается, но жизнь в нём не затухает. При нём действует духовное училище, позже создаётся церковно-приходская школа. В начале XX века монастырь известен уже как первоклассный, но величие и значимость вернуть не удалось. В 1925 году монастырь был упразднён, его территория отводилась под военный городок. Энциклопедические сведения утверждают, что монастырский комплекс был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Остатки монастырского некрополя уничтожены во времена строительных работ в 1970-е годы. Сейчас от бывшего монастыря не осталось и следов. В память о значительном в истории белорусского православия центре весной 1994 года паломниками из Минска и слуцкими верующими на месте Троицкого собора – храма-воина, свидетеля истории нашего края – был установлен памятный крест.

Валентина ЦЕГАЛКО,
заведующая отделом
обслуживания и информации
районной центральной библиотеки

Перевод –
Владимир ХВОРОВ

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *