Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

8 марта – вторая неделя Великого поста. Память святителя Григория Паламы

8 марта – вторая неделя Великого поста. Память святителя Григория Паламы

В сегодняшний день Церковь вспоминает святителя Григория, епископа Фессалоникийского. Святитель Григорий жил в 14 веке.

Святитель Григорий известен тем, что он обосновал церковное учение о нетварных энергиях, о Фаворском свете, о стяжании благодати Святого Духа и о приобщении Богу. Смысл христианской жизни, – учит святитель Григорий – заключается в том, чтобы человек и Бог соединились на земле; чтобы таким же образом, как Бог, сойдя с небес, стал человеком, и человек, рождённый на земле, возносясь на небо, стал Богом; чтобы в той самой мере, в которой Господь воспринял человечество, человек мог воспринять Божество. В этом смысл и основа христианства, ничего другого быть не может.

Святитель Григорий учил, что Бог настолько близок нам, что даёт нам возможность с Ним соединиться здесь на земле через Его божественную благодать, которую святитель Григорий называл божественными энергиями, силами действия Божества.

Для человека это непостижимо и страшно. Мы понимаем, что мы, тварные, ограниченные, да ещё искажённые грехом до такой степени, что всякое наше доброе дело, всякое движение к свету кончается грехом, всякое доброе желание и помышление превращается в ничто… что не хватает ни сил, ни внутреннего постоянства жить добром. Только в помышлениях, только в намерениях иногда что-то промелькнёт доброе… и быстро кончается. А злого, искажённого, нечистого – море, и никуда от этого не деться, захлёбываешься иногда в своей нечистоте.

Как же Господь Своей благодатью может нас к Себе взять? Каким образом Он Сам может придти к нам и соединить нас с Собой? Он, о котором мы знаем, что Он Неизменный, Бесконечный, Невидимый и Непостижимый, совершенно святой… Огонь поедающий, как говорит о Нем Священное Писание. По человеческому представлению Божественная любовь может проявлять себя именно как определённый дар, данный человеку, как великая милость. А Григорий Палама говорил, что если человек получает Божественную благодать, отделённую от Бога, то он, конечно, может стать лучше и чище… благодать может человека обогатить… но соединить его с Богом не может. То, что от Бога отделено, к Богу не приобщает. Человек соединяется с Самим Богом, Который отдаёт Себя людям, и является самым великим Божественным Даром и благодатью.

Своё учение святитель Григорий обосновал на опыте монашеской жизни, который он приобрёл, когда был простым монахом на Афоне. Там, среди людей простых, часто не книжных, не учёных, не богословствующих, существовало такое движение к Богу, которое стали называть и называют до сих пор исихазмом, молчальничеством. Исихасты настоящей целью своей жизни ставят приобщение к Богу, общение с Ним и полное с Ним соединение. Такой же завет нам оставил преподобный Серафим Саровский, сказав, что главная цель христианской жизни – это стяжание Святого Духа, приобщение Его Божественной благодати.

А как это осуществить? Каким образом человек и Бог могут соединиться? Действительно, мы знаем, что Бог рядом с нами, что Бог близок, что Бог везде, и в то же время, мы слышим слова пророка Исаии: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня». Бог рядом с нами, а мы очень от Него далеки… Бог говорит нам, а мы его не слышим… Бог идёт к нам, а мы Его не замечаем… Бог пытается воздействовать на нас любовью Своей, а вокруг нас – непреодолимая стена, которая не даёт Самому Богу, Всемогущему, Вездесущему, Вседержителю ничего с нами сделать. Всемогущий Бог оказывается бессильным… И оказывается, что единственная возможность приобщения – это движение человека к Богу, когда его жизнь становится непрестанным поиском Бога, когда он совершает подвиг, когда он понимает, что все, что не соединяет с Богом, разлучает его с Ним. Так написано в Евангелии: «Кто не собирает со Мной, тот расточает».

Жизнь христианская не может быть половинчатой. Она не может быть – время от времени. Она не может быть – иногда. Она может быть только постоянным движением к Богу, как бы это ни было трудно. Каждый из нас в своём приближении к Богу обязательно должен обновиться, обязательно должен преобразиться, как преобразился Господь на Фаворе, показав апостолам истинный свет невечерний, свет неприступный, на который апостолы не могли смотреть, но который явился славой Его благодати. Это же преображение жизни должно произойти с каждым из нас. Каждый в своей христианской жизни должен пройти этим путём и быть не просто хорошим порядочным человеком, не делающим никому ничего плохого, а человеком, который живёт божественным смыслом, который живёт вечностью, который полагает свою жизнь всегда, каждый день и час, использовать на поиск приобщения к Богу, на поиск пути: как жить таким образом, чтобы Господь вошёл в меня, чтобы было такое место в моей душе, которое было бы способно соединиться с Богом и никогда от него не отделяться.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи