Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

Неделя о самарянке

Неделя о самарянке

«Христос Воскресе!», – это пасхальное приветствие напоминает нам, что в недели, проходящие от Пасхи Христовой до Вознесения, мы продолжаем праздновать воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа. Это самое продолжительное празднование свидетельствует о превосходстве Праздника праздников и Торжества торжеств – Пасхи Христовой – над всеми остальными праздниками. Воскресение Христово – это единственный праздник, который мы празднуем столько дней, так как им упразднилась всякая власть сил зла и истребилась смерть, ибо тленное облеклось в нетление и смертное облеклось в бессмертие.

В минувший праздник Преполовения Пятидесятницы мы слышали за Божественной службой, как Христос Спаситель, войдя в Иерусалимский храм в празднование выхода евреев из пустыни, учил народ, взывая к нему: «Аще кто жаждет, да придёт ко Мне и пиет» (Ин. 7, 38).

Господь призывает к Себе всех жаждущих. Речь идёт, конечно, не о телесной жажде или голоде, которые невозможно утолить. Сколько ни ешь, сколько ни пей, на другой день опять захочется и есть, и пить Это говорит о том, что мы не можем достичь предела телесных благ. Но не таковы блага духовные – «душа же наша чает Господа» (Пс. 32). Как чистый источник способен освежить и утолить жажду, так в жизни духовной благодатная вода Святаго Духа напояет нашу душу, принося ей удовлетворение духовных чувств. Мало того, источник духовной воды, текущей в жизнь вечную, открывается в обновлённом человеке, то есть соделывает его проповедником Слова Божия, причастником жизни вечной. Господь говорит о праведниках: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38).

В сегодняшнем Евангелии дан пример того, как от встречи с Господом родился новый духовный человек. Мы слышали, как Господь наш Иисус Христос по пути из Иерусалима в Галилею проходил через Самарию и остановился у колодца, который праотец Иаков дал своему сыну Иосифу. Самаряне жили во вражде и презрении к иудеям, которые, в свою очередь, считали их хуже язычников и не общались с ними. Господь пришёл на эту землю, чтобы Своим Словом и учением о спасении разрушить вражду и даровать мир.

«Иисус утрудился от пути», – говорит евангелист. Был час шестой, то есть по-нашему полдень. Усталость и зной понудили Господа сесть у колодца, как странника, потому что ученики Его пошли в город, чтобы купить еды. И когда Он одиноко сидел при источнике, сюда пришла женщина самарянская набрать воды. Господь же, терпя жажду как Человек, обратил Свой взор к самарянке и как Бог увидел её сердце и жаждущую спасения душу. И потому, что Он Сам жаждет жаждущих спасения, как это написано в Евангелии, Он начинает Свою речь, чтобы открыть Себя: «Даждь Мне воду пити», – говорит Он самарянке. Она же, будучи рассудительной, видит по одежде и облику, что перед ней иудей, который не должен с ней общаться, тем более просить пить. Женщина удивлена этому и говорит: «Как же ты, иудей, просишь у меня пить – у жены-самарянки?» Господь же начинает открывать Себя, говоря ей: «Если бы ты ведала дар Божий и знала, Кто говорит с тобой – ты бы сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Но самарянка в своей простоте, ещё не осознавая величия живой воды от Господа, говорит Ему в недоумении: «Каким образом Ты можешь дать мне воду, которую обещаешь, когда не имеешь сосуда, чтобы её набрать, да и колодец глубок». Иисус в ответ на это говорит, что может дать ей источник воды, текущей в жизнь вечную, имея в виду Своё спасительное учение, оживляющее людские души. И самарянка, сердцем уразумев, Кто перед ней, подала глас души, жаждущей веры, но ещё неуверенно и с сомнением сказала: «Господи, даждь ми сию воду, чтобы мне больше не испытывать жажды и не приходить сюда с кувшином». И Господь, желая открыть Себя ещё более и испытать самарянку, повелевает ей пригласить мужа. Она же, не скрывая своё положение и желая получить безценный дар, сказала: «Не имам мужа», – на что Господь ей говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Разумеется, Господь хвалит самарянку не за прошлую порочную жизнь, но за то, что она в душе была способна правдиво и искренно осудить свои сокровенные прегрешения, правдиво оценив свою жизнь. Вот потому Он и говорит: «Ты правду сказала». Самарянка имела правду в своём сердце и была способна без лжи взглянуть на собственную жизнь, и за это Христос открыл ей Себя.

Бог может спасти каждого из нас, при условии, если мы не лжём перед собой и не лжём перед Ним. Он может спасти грешников, которыми мы являемся, но Он не будет спасать того мнимого праведника, которым мы стараемся подчас представить себя.

Беседа Христа с самарянкой – замечательный пример обращения в веру. Нам надо учиться у Христа так говорить о вере, чтобы тот, кто её не имеет, после встречи с нами обратился, подобно самарянке, и побежал рассказывать о встрече с истиной.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи