Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

Церковное новолетие

Церковное новолетие

14 сентября, в день церковного новолетия и день памяти преподобного Симеона Столпника храма иконы Божией Матери «Целительница» вместе с настоятелем протоиереем Александром Шкляревским совершили паломническую поездку на престольный в преподобного Симеона Столпника деревни Борок Слуцкого района.

Божественную литургию возглавил епископ Слуцкий и Солигорский Антоний. Ему сослужили: секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель Покровского прихода деревни Чижевичи Солигорского района протоиерей Николай Лабынько; благочинный Слуцкого церковного округа, ключарь и председатель приходского совета Михайловского кафедрального собора города Слуцка протоиерей Игорь Штепа; благочинный Стародорожского церковного округа, настоятель Никольского прихода города Старые Дороги протоиерей Игорь Кручко; настоятель Симеоновского храма деревни Борок, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Слуцкой епархии протоиерей Георгий Петровский и священнослужители епархии.

Епископ Антоний поздравил прихожан и паломников с праздничным днём, поблагодарил всех за совместную молитву, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал каждому архипастырское благословение.

В архипастырском слове владыка напомнил пастве житие преподобного Симеона Столпника и призвал каждого верующего подражать этому великому угоднику Христову и быть столпом православной веры.

В об архиерейском визите молящимся были розданы иконки равноапостольного князя Владимира.

14 сентября Церковное новолетие

Церковь – действительно, целая культура, все тут так отличается от привычных вещей и предметов. Она интуитивно уловила самую суть. В Церкви и на самом деле все необычно, и даже её богослужебный или литургический год начитается 1 или по нынешнему календарю 14 сентября.

А почему? Давайте заглянем в историю, это всегда полезно и поучительно.

Уже у евреев особо почитался месяц Тисри или Тишрей, соответствующий нашему сентябрю. Он считался первым месяцем гражданского года и был весь праздничный. 1-й день, начало нового года, назывался праздником труб (Лев. 23. 24). 10-й день – день очищения (Лев. 23, 27). 15-й день – праздник кущей, в память о странствовании евреев по пустыне (Лев. 23, 33). В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого или субботнего года и пятидесятого юбилейного года, когда должникам прощались их долги и отпускались на свободу рабы (Лев. 25, 9). Поэтому седьмой месяц назывался субботою суббот, т. е. праздником праздников.

Но с первого сентября год начинался не только у древних евреев, а ещё и у римлян. И тут своя .

Римский император Октавий Август (+14 г. по Р. Хр.), племянник и наследник знаменитого Юлия Цезаря в 31 году до Рождества Христова одержал окончательную победу над своим соперником Антонием и стал единодержавным правителем. Для более удобного собирания податей со всех подчинённых Риму стран он установил индиктион на пятнадцать лет. Само это слово латинское и означает объявление, назначение, налог. Этот индиктион Октавий Август разделил на три срока по пять лет так, чтобы в течение всего индиктиона три раза собирались подати. Это было сделано, в основном, для отдалённых окраин огромного государства, с которых каждый год собирать подати было очень трудно. Даже за пять лет они едва успевали дойти до столицы – Рима.

Каждое пятилетие называлось люструм, т. е. светлое, потому что в это время полагалось веселиться и жечь свечи в честь императора. Дань на окраинах была небольшая. Например, в Иудее подушная подать составляла один динарий (Мф. XXII, 2, 3). На наши деньги эту монету не переведёшь, а вот до революции учёные приравнивали её достоинство к 20 тогдашним копейкам серебром.

В первое пятилетие собирали железо и медь для изготовления военного оружия, во второе – серебро на жалованье войскам, кстати, воин получал в день тот же динарий. В третье пятилетие – золото на украшение римских храмов. Такой обычай был установлен с первого сентября, который назывался индиктом как день провозглашения самодержавия Августа.

Считается, что в Церкви церковное новолетие с первого сентября было установлено на первом вселенском соборе в Никее в 325 г. Поводом послужила победа императора Константина (+337) в сентябре 323 года над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт (313), продолжал преследовать христиан на Востоке империи. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы.

Но они вложили в новолетие и глубокий нравственный смысл, перетолковав смысл и значение индиктиона.

«Мы празднуем, – говорили они, – индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царём славы Христом. Христов же индиктион – это Его заповеди. Он не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твёрдой добродетели и крепкой веры в Бога. Вместо серебра наш Царь Христос ожидает от нас надежды, ибо она лучше, чем серебро обеспечивает человеку благополучную жизнь.

А вместо золота Он хочет от нас самой драгоценной добродетели – любви к Богу и человеку, ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. В Писании, ведь, так и говорится: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь их больше».

С этого дня начинается круг неподвижных церковных праздников. Богослужение новолетия так и называется «начало индикта», оно открывает и освящает весь литургический год.

Календарь получает культовый, сакральный характер, он упорядочивает время.

Причём для церковного сознания он не зависит от времени, а в известном смысле время зависит от него. Круг церковных праздников как бы освящает текущее время и вводит в него вечность. Об этой особенности церковного календаря очень хорошо и эмоционально сказал наш известный богослов и философ священник Павел Флоренский (+1943): «Уничтожьте мысленно все культовые времена, и не станет календаря… Время есть культ, и когда все религиозные устои распадаются, тогда по слову великого Шекспира «время выходит из пазов своих».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи