Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

О дивнаго чудесе: источник жизни
от неплодныя раждается и
благодать плодородити светло начинается

 

Сегодня Церковь празднует преславное рождество от святых Иоакима и Анны преблагословенной Девы Марии, избранной в Матерь Господа нашего Иисуса Христа. По отцу Пресвятая Дева происходила от рода царского, по матери – от архиерейского, потому Она венчана особой славой и честью. Рождество Богородицы есть начало всех праздников Нового Завета, начало исполнения обетований божественных, которыми в течение тысячелетий жило и утешалось человечество. Это празднование явления миру Преблагословенной Девы, предуготованной от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого. По словам св. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился».

Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38–42, глава XI, стихи 27–28)

В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Церковный год – хотя не сразу сложилась эта традиция – построен святыми отцами таким образом, что тесно связан с жизнью Божией Матери: начинается двунадесятым праздником Рождества Богородицы, а заканчивается другим великим праздником – Её Успением, воспоминанием об отшествии Пресвятой Девы от нас. Итак, сегодняшним праздником открываются годовые великие праздники.

Родители Божией Матери Иоаким и Анна, которых мы очень часто поминаем за богослужением, были людьми праведными, но, по Промыслу Божию, бездетными, бесплодными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось наказанием Божиим, а многочадие, наоборот, – великим Божиим благословением. В Книге Иисуса сына Сирахова есть даже предупреждение тем, кто относится к чадородию чрезвычайно просто, примитивно: «Не радуйтесь множеству чад, если они нечестивы» (см. Сир. 16, 1). Отсюда можно сделать вывод о том, что многочадие в то время всегда вызывало – и теперь должно было бы вызывать – у семейных людей радость. Однако мы слишком далеко ушли от велений своей совести. Сейчас многие пытаются искусственно сделать себя бесплодными, тогда же бесплодие воспринималось как наказание Божие за грехи. Иоаким и Анна, может быть, и имели некоторые малые прегрешения, как и все люди, живущие на земле, однако у них не было таких грехов, которые можно было бы счесть причиной их бездетности. Несмотря на это, те самые люди, радовавшиеся множеству детей, даже когда они нечестивы, упрекали Иоакима и Анну, осуждали их, относились к ним с презрением. Иоаким, пришедший принести положенную жертву Богу, даже был прилюдно отвергнут: священник за бесчадие Иоакима не принял эту жертву, как бы упрекая его в каких-то тайных грехах.

Мы знаем, что не всегда скорби являются признаком греховности человека – так бывает чаще всего, но не всегда. Священное Писание повествует о многострадальном Иове. Этому праведному, можно сказать, безупречно праведному человеку Бог попустил подвергнуться самым тяжким скорбям, какие только возможны на земле, ради того, чтобы он пришёл в большее богопознание, чтобы была проверена его бескорыстная преданность Богу. Он лишился не только всего своего имущества, власти, почёта, но и десятерых детей. Этого мало: он потерял и здоровье, и не просто тяжело болел, а страдал самой в то время ужасной, неизлечимой болезнью, к тому же ещё и позорной в глазах других людей, – проказой. Заживо изгнивая, Иов сидел за городом, выражаясь современным языком, – на свалке, и никто не смел к нему приблизиться. Только мальчишки издалека кидали в него камни и смеялись над тем, кто недавно был царём в этом городе. Но после тяжких испытаний Господь вернул ему здоровье, дал новых детей и, самое главное, даровал более полное и глубокое богопознание. Иов, узрев в видении Бога, говорившего с ним из бури, ответил Ему: «Я полагаю руку свою на уста мои, ибо раньше я слышал о Тебе слухом уха, а теперь вижу Тебя лицом к лицу» (см. Иов, 39, 34; 42, 5). И это говорил Иов, который до видения неложно утверждал, что чувствует, слышит дыхание Вседержителя в ноздрях своих. Значит, в нем была благодать Духа, но среди тяжких испытаний он познал Бога так, как не знал прежде.

Итак, скорби иногда посылаются праведным людям для их испытания, чтобы они, сокрушив своё сердце, свой дух, ещё ближе стали к Богу и приняли Его в своё сердце. Подобное испытание постигло Иоакима и Анну: будучи совершенно безупречными, праведными людьми, они не имели детей. Надо сказать, что, происходившие из рода царя Давида, они, хотя и были обеспеченными, но по сравнению с царями жили скромно и были лишены власти. В этом уже выражалось их смирение. Они ничего не домогались, полагались только на волю Божию, тогда как, например, идумеянин Ирод, живший примерно в то же время, не имея никаких прав на престол, стремился к власти над Иудеей. И он добился своего беззаконнейшим образом: решившись даже на преступление против Божественного закона, он тайно от своих соотечественников принёс в Риме жертву языческому богу Юпитеру. Иоаким же и Анна не искали власти, а стремились только к угождению Богу. И они стали родителями не просто царя, а Царя Небесного, Божественного Царя, как и называем мы их за богослужением – богоотцы, то есть предки Бога. Дейсвительно, по плоти они являются дедом и бабкой Господа Иисуса Христа. Это звучит странно, но так оно и есть. Поэтому мы и прославляем Иоакима и Анну. Они возвеличены как никто из людей, кроме, конечно, Преблагословенной Девы Богородицы.

Однажды наш знаменитый русский подвижник, живший недавно, преподобный старец Силуан Афонский во время молитвы подумал: «Неужели Божия Матерь никогда не согрешила?» Ему, как человеку уже сподоблявшемуся откровений от Бога, Святым Духом дан был ответ в душе: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Безгрешные ошибки у Неё были: она могла, как человек, не знать, где находится Отрок Иисус Христос, когда они с Иосифом думали, что Он идёт с родственниками впереди, а Он остался в храме. Но это ошибка, а не грех, греха же Она никогда не сотворила. Начиная, как говорят отцы, от мягких ногтей, с самого детского возраста, Пресвятая Дева была той Избранницей Божией, Которая всегда, каждое мгновение стремилась только к доброму. Таким подвигом постепенно, даже без постороннего научения, только прислушиваясь к велениям Своей совести и, конечно же, читая Священное Писание, Она достигла такого смирения и чистоты, что единственная из всех людей стала способна воспринять в Себя Слово Божие, Сына Божия, желавшего прийти в мир, чтобы всех нас спасти. Вот какое событие, какой праздник мы сегодня отмечаем – начало праздников, начало нашего спасения.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи