Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

Неделя 18-я по Пятидесятнице (О чудесном лове рыбы)

Неделя 18-я по Пятидесятнице (О чудесном лове рыбы)

(Лк 17 гл. 5 стихи 1–12)

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

В Священном Евангелии несколько раз повествуется о чудесном лове рыб. Господь Иисус Христос совершал это чудо, чтобы удостоверить апостолов в Своём Божестве. Сейчас мы читали и рассуждали о первом таком чуде. Второе было тогда, когда сборщики податей на спрашивали Петра, не даст ли их Учитель пожертвование, так называемую дидрахму (см. Мф. 17, 24–27). Это была жертва, установленная Моисеем. Все: и бедные, и богатые – приносили её в одинаковом размере, тем самым она показывала, что перед Богом все равны. Когда апостол Пётр пришёл к Господу и сказал, что просят это пожертвование, то Спаситель ответил ему, что сыны не имеют нужды жертвовать, но ради того, чтобы не соблазнить сборщиков, велел Петру: «Пойди на море, брось удочку и поймаешь рыбу. Открыв уста этой рыбы, найдёшь там статир (то есть монету, которая составляет достоинство двух таких пожертвований. – иг. А.) и дашь им за Меня и за себя» (см. Мф. 17, 27). Апостол Пётр исполнил повеление, и произошло чудо: он поймал рыбу, в устах которой была золотая монета. Так Господь Иисус Христос показал, что Он, во-первых, не нуждается ни в каких сокровищах и может приобрести все, что Ему угодно, не делает же этого только потому, что это излишне, а во-вторых, – что творение повинуется Ему и, если необходимо, даже рыба может принести золотую монету. Показал снова через уловление рыбы, чтобы уверить именно апостола Петра. Это было уже вторым таким уверением.

Третье чудо уловления рыбы произошло по Воскресении Господа Иисуса Христа. Апостол Пётр с ещё несколькими учениками пошёл ловить рыбу, видимо, по той простой причине, что они нуждались в пропитании. И вновь, много потрудившись, они ничего не поймали. Вот что говорит Евангелие: «Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет» (Ин. 21, 3–5). Этот испытывающий вопрос был необходим, чтобы ученики ясно осознали, что у них в то время не было ничего. «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, ибо он был наг, и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб» (Ин. 21, 6–9). и теперь Господь Иисус Христос даровал ученикам возможность стать участниками этого чуда, стать теми людьми, через которых оно совершилось, не для того, чтобы напитать их. Он показал это тем, что на земле уже был разложен огонь и приготовлены рыба и хлеб. Но все произошло, чтобы удостоверить их, что это Он – Тот самый, Который первый раз уверил их через чудесный лов, а позже повелел апостолу Петру поймать рыбу, несущую в своих устах золотую монету. Вот как повествует далее о третьем чудесном лове апостол Иоанн Богослов: «Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Пётр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть» (Ин. 21, 10–11). Обратите внимание, что апостол Иоанн Богослов также был рыбаком, поэтому он, выражаясь современным языком, как специалист, указывает точное количество рыб. Сто пятьдесят три большие рыбы – и не прорвалась сеть! нам это ни о чем не говорит, мы этого не понимаем. Апостол же Иоанн увидел необыкновенное чудо в том, что сеть не прорвалась от ста пятидесяти трёх больших, плещущихся рыб. По-видимому, рыбы не противились тому, чтобы их поймали, а как бы стремились к этому, плыли к сети навстречу своей гибели, потому что так повелел их Создатель. Ибо Господь Иисус Христос не просто человек, не просто великий чудотворец и пророк, но воистину Сын Божий, Вседержитель, Который владеет всей тварью и повелевает ей. Ему повинуется самая ничтожная часть этого творения, как, например, немая рыба, – существо, живущее совершенно непонятной, особой жизнью. Всю ночь ловили рыбу люди, которые занимаются этим с детства, и ничего не поймали, а по повелению Господню вся рыба со всех концов, где она пряталась от рыбаков, устремилась в сеть и как бы с радостью дала себя уловить. Это и говорит о том, что Господь Иисус Христос владеет всей тварью.

Не нужно думать, что повествование о чудесах Спасителя является второстепенным по сравнению с Его проповедью, Его нравственным учением. В чудесах открывается великая тайна Божества. Господь Иисус Христос говорит устами как человек, но ведь нашим словам, даже самым убедительным, творение не повинуется. С большим трудом мы дрессируем животных некоторых пород и заставляем их себе служить. Но рыба никому никогда не повиновалась, ибо она к этому не способна. Господь повелевает ей – и она Его слушается, потому что человеческое слово Спасителя одновременно является и Божественным словом. Звучит человеческий голос, но под ним сокрыто слово Божие, повелевающее всей твари. Мы видим в одном Иисусе Христе и человеческую природу, и Божественную, каждая из которых действует соответствующим ей образом. О присутствии Божества свидетельствует Божественная сила.

Кроме того, из сегодняшнего евангельского чтения можно извлечь ещё и нравственный урок. Господь Иисус Христос творил чудеса во время Своего пребывания на земле среди апостолов и творит их сейчас не столько для того, чтобы принести нам телесную пользу, сколько для того, чтобы уверить нас в истинах Царства Небесного, в Своём Божестве, в вечной, блаженной или мучительной, жизни, в бессмертии нашей души. Он делает это так, чтобы нам было понятно. Бывают и в нашей жизни необыкновенные случаи. Например, человек тяжело заболел. Он обращается к врачам, не жалеет денег, если они у него есть, использует различные связи, чтобы найти хороших врачей, и прилагает все усилия к тому, чтобы исцелиться, но у него ничего не получается. Человек видит собственное бессилие, и тогда он вынужден прибегнуть к усердной молитве. И вдруг все меняется: появляется врач, который помогает ему, находится нужное лекарство, о котором, может быть, всем было известно и раньше, но почему-то не догадывались, что нужно именно оно. Человек получает помощь от других людей, и кроме него никто не понимает, что на самом деле совершилось чудо. Так же и здесь: кроме рыбаков-апостолов никто не увидел чуда, а просто думали, что поймали много рыбы, вот и все. Только они сами сознавали, что это оказалось бы невозможным, если бы не было благословения Божия, если бы Иисус Христос не приказал необыкновенным образом, чтобы рыбы повиновались людям. Будем же внимательны к себе и к чудесам Божиим, потому что часто Господь совершает их через посредство других людей, так, чтобы и не подать нам повода для гордости, и утвердить нас в вере, а может быть, и помочь, хотя это не самое главное. Когда волей-неволей мы перейдём в иную жизнь, даже только подойдём к границе между временным и вечным, тогда поймём, что все земные скорби и радости равнозначны переживаниям, которые человек испытывает во сне. Не потому, что наша жизнь – сновидение, а потому, что все земное в конечном счёте окажется ничего не значащим, как и пережитое во сне – после пробуждения.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи