Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

1 ноября – Неделя 22-я по Пятидесятнице (притча о сеятеле)

1 ноября – Неделя 22-я по Пятидесятнице (притча о сеятеле)

(Евангелие от Луки, 35 зачало, глава VIII, стихи 5–15)

Вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Слово Божие распространяется по-разному, например, через книги или через проповедь. Можно сказать, что оно проповедуется и через природу, потому что красота и совершенство окружающего нас мира говорят о славе Божией: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2). Под словом Божиим можно понимать и учение о спасении, и молитву, в особенности молитву Иисусову, ибо в кратких словах этой молитвы как бы в концентрированном виде содержится все учение о спасении. Первая часть Иисусовой молитвы говорит о пришествии в мир Сына Божиего, а также о Пресвятой Троице, потому что когда мы называем Иисуса Господом и Сыном Божиим, то подразумеваем, что у Сына должен быть и Отец, а называя Его Христом, упоминаем и Духа Святого, потому что Иисус Христос помазан Духом Святым, а в переводе с греческого Христос значит помазанный. Само слово «Господи» указывает на единосущие Лиц Пресвятой Троицы, потому что, как Отец есть Господь, так и Сын – Господь, и Дух Святой – Господь. Во второй части молитвы содержится учение о покаянии и милости Божией. Когда мы произносим слова «помилуй мя, грешнаго», то, с одной стороны, каемся, называя себя грешниками и просим у Бога милости, а с другой – исповедуем то, что помилование даровано нам именно благодаря пришествию в мир Господа Иисуса Христа. Если бы мы не надеялись на милость Божию, то и не молились бы. Вот каким образом в Иисусовой молитве содержится все учение о спасении.

Человек, который принимает слово Божие, то есть Иисусову молитву, и пытается укоренить его в своём сердце, сталкивается с определёнными трудностями. Об этом и говорится в притче: «А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (ст. 12). Страсти действуют в нас весьма сильно, и поэтому рассеянность и греховные помыслы побеждают нашу молитву.

«А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (ст. 13). Иные с радостью принимают молитву и пытаются усвоить её себе, но когда приходит искушение, то молитва их погибает, потому что они не имели внимания, то есть корня молитвы. Вниманием мы углубляемся в своё сердце, внимание подаёт молитве влагу, то есть жизнь. Когда нет корня молитвы, тогда при появлении искушений – неважно, внешних ли скорбей, отвлекающих нас от молитвы, или искушений духовного характера, – мы чувствуем, что молитва наша слабеет и исчезает. Нам кажется, что она не помогает нам во время духовной борьбы, и мы её оставляем. Происходит это потому, что мы не заботимся о внимании.

«А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (ст. 14). Внимательной молитве очень мешают всевозможные житейские заботы. Они представляются нам очень нужными и важными, и мы им полностью предаёмся, забывая о том, что на самом деле все исходит от Бога («без Бога ни до порога», как говорит русская пословица), забывая, что нужно прежде искать Царствия Небесного, а остальное приложится (см. Мф. 6, 33). Всевозможные заботы, часто совершенно ненужные и лишние, отвлекают наше внимание от молитвы, и если мы и продолжаем молиться, то совершенно невнимательно, без умиления и покаяния. Такая молитва не приносит никакого плода, не помогает нам ни стяжать благодать в своём сердце, ни приобрести добродетели, ни получить милость Божию.

«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (ст. 15). Очень важно обратить внимание на последние слова: «приносят плод в терпении». Терпение совершенно необходимо как вообще при всякой добродетели, так и, в особенности, при занятии Иисусовой молитвой. Нам необходимо терпение, чтобы противостоять суетности, страстности, безразличию. Мы должны противиться давлению дьявола и терпеть, а мы, если что-то у нас не получается, сразу оставляем дело. Не нужно думать, что в одно мгновение мы избавимся от искушения, – только в терпении мы можем принести сторичный, то есть обильный, плод.

Похожие записи

Вернуться наверх