Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

15 ноября – Неделя 24-я по Пятидесятнице (об исцелении гадаринского бесноватого)

15 ноября – Неделя 24-я по Пятидесятнице (об исцелении гадаринского бесноватого)

(Евангелие от Луки, 38 зачало, глава VIII, стихи 26–39)

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так-что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Легион – это воинское подразделение древних римлян, в котором насчитывалось от четырёх до шести тысяч человек. Мы не знаем, сколько точно демонов пребывало в этом гадаринском бесноватом, но представьте себе страдания этого человека, если в нем было, может быть, четыре или пять тысяч демонов! Как это возможно? Демоны, как и все сотворённые существа, имеют тело, но природа их тела такова, что они могут, подобно газу, сжиматься и расширяться, потому что их тело в сравнении с нашим нематериальное. Таким образом они пребывали в этом человеке и желали его погибели. Как существа немирные, своевольные, пребывающие друг с другом в постоянном препирательстве, борьбе и войне, они как бы разрывали душу этого человека на части.

Так терзался гадаринский бесноватый, но и мы, к своему несчастью, можем сравнить себя с ним, потому что страсти, имя которым легион, постоянно терзают и как бы разрывают нас. Одни грехи противятся другим: тщеславие борется с гневом, блуд готов даже смириться… Не только эти, но и другие противоречия, которым нет числа, постоянно пребывают в нашей душе. По учению святых отцов, существует восемь главных страстей, но не нужно думать, что ими только и ограничивается число наших мучительных страстей, наших главных грехов. Они бесконечно сочетаются и смешиваются друг с другом, существует бесчисленное количество их разновидностей. И можно сказать, что в любом человеке есть какие-то новые страсти, потому что каждый из нас неповторим, к сожалению, не только в добром, но и в злом. Без преувеличения можно сказать, что тысячи разнообразных страстей мучат любого человека.

«И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (ст. 31). Пребывая на земле, демоны испытывают некоторое утешение и не желают возвращаться в бездну – в место их безраздельного господства, – потому что, истязая души грешников в преисподней, они и сами нестерпимо терзаются. Мы можем судить об этом даже по себе – любая страсть, доставляя нам минутное наслаждение, в конечном счёте бесконечно нас мучит, потому что мы никогда не можем её насытить. Собственно, так называемое наслаждение – это просто минутное удовлетворение страсти, прекращение мучений на миг, который мы называем счастьем. И если даже демоны боятся идти в бездну, то как должны страшиться этого мы; как должны опасаться, чтобы в будущей жизни мы не были осуждены и посланы в то место, где и демоны, являясь господами, все же страдают, а мы, не имея там никакой власти, будем полностью подвержены сатанинской тирании. Если даже в этой жизни мы страдаем от бесов, то в будущей эти мучения станут почти что безграничными, а по времени и в самом полном смысле – бесконечными.

«Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (ст. 32). По-славянски говорится несколько иначе: Господь не то чтобы позволил, не то чтобы разрешил им, потому что демоны не имеют возможности делать все что захотят, тем более в таком особенном случае, но повелел им, то есть приказал: «И моляху его, да повелит им в ты внити. И повеле им». «Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (ст. 33). Этим чудом изгнания бесов Господь Иисус Христос показал, во-первых, что этот бесноватый был храним Промыслом Божиим, раз он мог на протяжении долгого времени переносить такие страшные терзания и невыносимые страдания, которых свиньи не смогли терпеть и несколько мгновений. Во-вторых, Спаситель показал, чего достойны наши страсти – в сущности они хуже, чем такие низменные животные, как свиньи, потому что и свиньи не выдержали этого, для них это оказалось невыносимо и привело их к гибели, а мы терпим свои страсти, услаждаемся ими. И, поступая так, бываем действительно хуже самих свиней.

«Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись» (ст. 34–35). Евангелист Матфей передаёт ещё такую подробность, опущенную евангелистом Лукой, что многие боялись проходить через то место, где жил этот бесноватый, видимо, потому, что он нападал на людей. Подобное происходит и с нами: мы бываем настолько страстными, что многие люди – признаемся в этом откровенно – даже наши близкие друзья, наши братья и сестры боятся заводить с нами разговоры на такие темы, которые, как они знают, могут вызвать у нас гнев, или уныние, или проявления ещё какой-либо порочной наклонности. Они как бы боятся пройти тем путём, где мы беснуемся, одержимые своими страстями. Но когда Божией благодатью мы исцеляемся, может быть, к сожалению, и не полностью, но в значительной степени, когда действие страстей умаляется в нас и становится почти незаметным, тогда многие люди, которые прежде общались с нами, если они маловерующие и малоцерковные, пугаются и смущаются от произошедшей в нас перемены. Опять-таки они начинают нас избегать и, вместо того чтобы благодарить Бога, ужасаются евангельскому учению, которое привело нас в здравое духовное состояние. Они даже говорят: «Ты чересчур увлёкся, ты слишком фанатично следуешь учению Церкви, стал чрезмерно послушным. Ты соблазняешь нас, перестаёшь нас любить, становишься к нам безразличным». Люди не хотят видеть нашего духовного здоровья. Пусть мы и не исцелились окончательно, пусть не достигли совершенной и полной чистоты, но, по крайней мере, мы претерпели хоть некоторое изменение – мы «одеты», мы «в здравом уме», то есть уже не ведём себя так, что наши страсти показывают наше внутреннее уродство, поступаем здраво, не совершаем тех поступков, которые досаждают или вредят другим.

«Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом» (ст. 36–37). Гадаринские жители, видимо, потому были объяты страхом, что имели нечистую совесть. Они обладали неправедным имуществом, потому что иудеям было абсолютно запрещено разводить свиней: употреблять в пищу мясо этих животных, которые считались нечистыми, не дозволялось Моисеевым законом. Может быть, эти люди имели и другие свиные стада, а может быть, нарушали закон как-то иначе, ведь они жили в такой местности, где было множество язычников, которые не имели никаких нравственных принципов, не то что заповедей Моисеева закона. И сами иудеи, живя там, были заражены их греховной свободой и нарушали закон, поэтому они боялись, что если Господь останется среди них, то запретит им отступать от Его заповедей. Вот почему жители Гадаринской страны были объяты великим страхом и просили Господа уйти от них.

«Он вошёл в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (ст. 37–39). Этот человек, испытав на себе необыкновенное чудо, исцелившись, очистившись и почувствовав разницу между своим прежним состоянием беснования и состоянием здоровья, желал, конечно же, непрестанно пребывать с Господом. И это понятно. Но Господь велел ему вернуться домой, ради того чтобы он мог рассказать всем, что с ним произошло. Так и мы не всегда можем пребывать с Господом через молитву или чтение Священного Писания, но должны возвращаться к своей повседневной жизни, чтобы, совершая правильно, по-евангельски, свои обычные дела, показать, что мы действительно исцелились и уже находимся в здравом уме. Обратите внимание, что когда человек был бесноватым, то демоны его устами, как будто бы от его лица, просили Господа: «Умоляю Тебя, не мучь меня», а потом признались, что их было много. Так и мы, отвращаясь от евангельского учения, думаем, что это мы сами не хотим исполнять Евангелие, но на самом деле это страсти, сущие в нас, противятся Евангелию и нашими устами умоляют, чтобы Господь нас не мучил. Но не нас мучит Господь, а демонов, которые нас губят, потому когда мы исцелимся, то, подобно бесноватому, уже не будем говорить: «Не мучь меня», но, наоборот, будем желать всегда пребывать с Господом.

15 ноября 2015 года. Воскресная проповедь Владыки Антония об исцелении гадаринского бесноватого.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи