Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

22 ноября – Неделя 25-я по Пятидесятнице (об исцелении кровоточивой)

22 ноября – Неделя 25-я по Пятидесятнице (об исцелении кровоточивой)

(Евангелие от Луки, 39 зачало, глава VIII, стихи 41–56)

И вот, пришёл человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шёл, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Пётр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он ещё говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв её за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух её; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители её. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Сегодняшнее евангельское чтение повествует о том, как к Господу Иисусу Христу пришёл некий «человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти» (ст. 41–42). На должность начальника синагоги выбирали человека за особенное благочестие, может быть, и за то, что он отличался каким-то положением в обществе. Ведь во времена Моисеева закона земное преуспеяние считалось признаком Божия благословения. И вот этот уважаемый человек, уже ни от кого не ожидавший помощи и доведённый до отчаяния безвыходным положением – страшной болезнью единственной дочери, – был вынужден обратиться к Господу Иисусу Христу. Если бы такой крайней нужды не было, он, наверное, этого бы не сделал, потому что начальники иудейского народа относились к великому Проповеднику и Пророку с большой осторожностью. Некоторые из них и уверовали во Христа, как говорит апостол Иоанн Богослов, но, боясь отлучения фарисеями от синагоги, Его не исповедовали. Однако Иаира не испугало даже это, поэтому он пришёл к Иисусу, и не только пришёл, но и пал к Его ногам, прося войти к нему в дом.

«Когда же Он шёл, народ теснил Его» (ст. 42). Спасителя часто окружало, в особенности в местах людных – городах, селениях, множество людей, ожидавших услышать какие-то поучения, а более всего – ждавших увидеть чудеса исцелений. Может быть, и в этот раз среди народа были и просто любопытные, желавшие увидеть какое-нибудь чудо.

«И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось» (ст. 43–44). По закону Моисееву, женщина в нечистоте не имеет права ни к кому прикасаться. Считалось, что оскверняется даже тот, кто сел с ней на одну кровать. Поэтому прикосновение этой женщины к ризам Спасителя было явным нарушением Моисеева закона. Но она была доведена до отчаяния и, не получив ни от кого помощи, готова была пойти даже на это, лишь бы получить исцеление.

Конечно же, у неё была вера. Притом вера столь сильная, что заставила её прикоснуться тайно. От этого тайного, как будто бы без ведома Самого Спасителя, прикосновения, она ожидала исцеления. Вера заставила её пойти на нарушение общепринятых норм поведения. И вера её не посрамила: тотчас течение крови у неё остановилось, и она получила исцеление.

«И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Пётр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (ст. 45). Мы обычно не обращаем внимания на один удивительный момент: «Когда же все отрицались». Господа теснило множество людей и, конечно, они не могли к Нему не прикасаться. Но в ответ на вопрос Спасителя все стали это отрицать, испугавшись: «Почему вдруг Он это спрашивает, может быть, мы что-то не так сделали?» Из людей, ожидавших от Спасителя и чудес исцелений, они вдруг превращаются в людей, которым вообще до этого нет дела. «Нет, мы к Тебе не прикасались», – хотя это была неправда, многие из них не могли этого не сделать. Почему же они так испугались? Они не понимали, в чем смысл вопроса, восприняв его совершенно буквально: «Зачем, мол, вы ко Мне прикасаетесь?», а потому и ответили: «Нет, нет, мы к Тебе не прикасались». Апостол Пётр говорит: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (ст. 45). «Зачем Ты их спрашиваешь, прикасались они к Тебе или нет? Ясно же, что они Тебя теснили!» – говорит этими словами апостол Пётр. И тогда Господь открывает причину Своего вопроса.

«Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (ст. 46). То есть «некто» прикоснулся не так, как все прочие, но некоторым особенным образом, потому что «Я почувствовал силу, исшедшую из Меня». Сила, которая изошла через тело и одежду Спасителя и мгновенно исцелила женщину – это, несомненно, Божественная благодать, Божественное действие. Благодать изошла не без Его ведома, ибо это невозможно. Конечно же, Господь сказал «некто» не потому, что Он не знал, кто к Нему прикоснулся. Он хотел, чтобы исцелившаяся женщина сама обнаружила происшедшее с ней чудо, сама призналась как в нарушении закона – в своём дерзновении, – так и в чуде исцеления – в своей вере. Он хотел, чтобы этим признанием она показала, что иногда нарушение закона (конечно, ветхозаветного), если оно совершается по вере, приносит необыкновенный плод. Спаситель обладал божественным всеведением, Его человеческий ум был непостижимым для нас образом соединён с Божественной Ипостасью Бога Слова. Можно сказать, что ум человека Иисуса был умом Слова Божия, и поэтому Он, будучи человеком, тем не менее знал все, обладал Божественным всеведением. Знал Он и то, кто, когда и почему к Нему прикоснулся. Впрочем, может быть, взирая на толпу, Он, как человек, мог просто не разглядеть, где находится женщина, ведь она прикоснулась к Нему сзади и, конечно, после прикосновения скрылась в толпе.

«Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась» (ст. 47). В этом признании проявилось её смирение, ведь для того, чтобы объявить о своём кровотечении, ей пришлось перешагнуть через себя, преодолеть естественный женский стыд. «Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (ст. 48). Спаситель говорит ей эти слова после того, как она смирилась, понесла стыд, позор, объявив перед толпой народа о своей болезни и исцелении. Ведь прикосновением в нечистоте она явно нарушила Моисеев закон; кроме того, она прикоснулась к Тому, Кого почитали пророком или великим учителем. Но Господь говорит ей не только о том, что она получила исцеление, но и о том, что вера спасла её. Спасла не только от болезни. Такая вера спасает и от вечных мук, и от рабства греху и дьяволу. «Вера твоя спасла тебя; иди с миром», то есть «отныне ты можешь примириться с Богом в душе своей. Отныне ты не будешь смущаться, бояться и трепетать от страха перед адскими муками и наказанием Божиим. Ты будешь иметь мир в своей душе, потому что совершила подвиг веры. Ты сделала то, что другие сделать не смогли». Действительно, многие в то время прикасались к Господу – об этом говорит апостол Пётр. Наверное, среди них было много больных, желавших, чтобы Христос их исцелил (именно по этой причине они за Ним и следовали), но никто из них исцеления не получил.

И мы с вами, братья и сестры, окружаем Спасителя. Конечно, не так очевидно, как окружал Христа народ во время Его земной жизни, но, тем не менее, так же действительно, как и тогда. Мы приходим в , место явления славы Божией. Все Таинства здесь совершаются именем Иисуса Христа. Мы прикасаемся к Нему самым необыкновенным образом: не одежды лишь Его касаемся, но принимаем Христа внутрь себя во время причащения Его Тела и Крови. Ведь и саму церковную обрядность: , иконы, богослужение, ризы священника, те или иные священнодействия, можно назвать одеждой, прикрывающей невидимое Божество. Мы все прикасаемся к этой одежде, все «тесним Господа», но не многие из нас получают исцеление. Я говорю не о телесном исцелении (можно спасаться и будучи больным, болезнь иногда для человека может оказаться даже полезнее), а о душевном исцелении, то есть прекращении течения страстей из нашего сердца, которое получают немногие. Ведь как мучительная болезнь кровотечения изнуряет тело женщины, так и течение страстей изнуряет и душу, и тело всякого человека.

Мы получим исцеление только в том случае, если умом прикоснёмся к Господу с такой верой, какая была у этой женщины, если будем с дерзновением преодолевать своё неверие и пробиваться сквозь мешающую нам толпу греховных помыслов и всевозможных суетных обстоятельств. На деле чаще всего это совершается при помощи призывания имени Господа Иисуса Христа Сына Божия. Понуждая себя к непрестанной Иисусовой молитве, мы умом прикасаемся к Господу подобно тому, как прикоснулась к нему рукой евангельская кровоточивая жена. От внимательной Иисусовой молитвы в нас постоянно увеличивается вера, и мы начинаем не только доверять Писанию, но и опытно познавать его истину. Именно через Иисусову молитву все Таинства приходят в соприкосновение не только с нашими чувствами, но и с душой, и только тогда начинает происходить исцеление.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи