Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

29 ноября – Неделя 26-я по Пятидесятнице (о милосердном самарянине)

29 ноября – Неделя 26-я по Пятидесятнице (о милосердном самарянине)

(Евангелие от Луки, 53 зачало, глава X, стихи 25–37)

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Очень часто мы оправдываем себя тем, что встречающиеся ситуации слишком мелочны, чтобы вспоминать о Евангелии. Разве в таком пустом, ничтожном случае, говорим мы, важно обращать внимание на ближнего и предпочитать его себе? Не лучше ли в этой мелочи пренебречь заповедью о любви к ближнему и позаботиться о себе? Кто мой ближний в данной ситуации, ведь здесь вообще эта заповедь и неприменима? Мы оправдываем себя разными способами, и все их можно заключить в простые слова законника «А кто мой ближний?». Таким образом мы уходим от той внутренней необходимости исполнять заповеди, которую внушает нам наша христианская совесть. К тому же мы думаем так: что такое любовь к Богу? Этого точно никто не знает, в моё сердце, в мою душу никто не заглянет. Кто может определить, насколько я понуждаю себя угождать Богу в делах невидимых, таинственных, например в молитве или других духовных добродетелях? А то, как я отношусь к ближнему, видит всякий. Поэтому здесь мы ищем для себя оправдание, чтобы избегнуть необходимости жить по Евангелию.

«На это сказал Иисус…» (ст. 30) – можно перефразировать это выражение и так: «На это говорит Иисус», потому что Его слова относятся, конечно же, не только к законнику. В противном случае евангелист Лука, а правильнее сказать Дух Святой, не открыл бы нам это событие через Священное Писание, оно было бы предано забвению как относящееся лишь к одному человеку. Но поскольку разговор Спасителя с законником нам пересказан и повествование о нем звучит уже на протяжении многих веков, то уже из этого мы видим, что оно относится ко всем нам и приточный ответ Господа Иисуса Христа полезен для всех читающих и слушающих его. «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо» (ст. 30–32). Очень ёмко это выражено по-славянски: «И видев его, мимоиде. Такожде и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде». Соприкасаясь с нуждами ближних, мы часто считаем их проблемы мелочными и даже недостойными нашего внимания. Хотя нашему ближнему требуется помощь, поддержка, доброе слово, может быть, какая-то маленькая услуга не потому, что он не может без них обойтись, но потому, что каждый человек нуждается в любви. Мы же, будучи в глазах окружающих людьми добрыми, порядочными, как будто бы праведно, по-христиански живущими, в то же самое время зачастую поступаем подобно священнику и левиту, также как будто бы достойным по своему положению людям: и, как и они, проходим мимо. Мимо ближнего, нуждающегося в нашей помощи, в большой или малой поддержке.

«Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился» (ст. 33). Казалось бы, милосердие или обыкновенное чувство жалости должно быть у всякого человека по отношению не только к людям, но вообще ко всему живому и даже к бездушным предметам. Иногда мы испытываем жалость, когда на наших глазах разбивается или ломается какая-нибудь красивая вещь. Тем большую жалость мы должны были бы испытывать к существу, сотворённому Самим Богом и являющемуся образом и подобием Божиим. Но, признаемся себе честно и откровенно, это естественное чувство действует в нашем сердце весьма редко. Это, скорее, исключение, чем правило, когда мы испытываем жалость, проявляем милосердие по отношению к пострадавшему человеку. По большей же части мы бываем замкнуты в себе и обращены только на собственные нужды.

Самарянин же, как сказано по-славянски, «приступль, обвяза струпы его» (ст. 34). Обратите внимание: священник «мимоиде», левит «мимоиде», самарянин же «приступль». Мы должны приблизиться к ближнему, именно приступить к нему. Когда мы приближаемся к человеку, вникаем в его нужды, беды, его страдания и переживания, тогда понимаем, что на самом деле они не такие мелкие и неважные, как нам кажется, и этот человек достоин жалости хотя бы потому, что он человек; и тогда мы начинаем оправдывать даже его грехи. Самарянин же, «подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нем» (ст. 34). Это – , но она сказана Самим Господом, и потому, как я уже говорил, каждое слово в ней имеет глубочайший смысл. При помощи этого образа Спаситель показывает нам, что мы должны не только посочувствовать человеку, не только сжалиться над ним, но именно приступить и помочь. Обвязать его раны, то есть грехи. Оказать ему милость в житейских нуждах, подобно тому как самарянин очистил раны этого человека вином и умягчил их маслом. Если наш ближний не может сам встать, проявить силу для ревностной жизни, мы должны «посадить его на своего осла», то есть приложить усилия к тому, чтобы некоторое время помочь ему передвигаться. Нужно позаботиться о нем не только в данный момент, но и в будущем, то есть привести его в гостинцу, ухаживать за ним первое время, когда израненный человек ещё нуждается в том, чтобы от него не отходили. Но и потом, когда его положение станет менее опасным, о нем также нужно заботиться, об этом и сказал Спаситель: «А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (ст. 35). Самарянин позаботился об этом человеке настолько, насколько несчастному было необходимо, а не для того лишь, чтобы доставить себе удовольствие и успокоить свою совесть. В жизни исполнить это бывает очень трудно, потому что мы всегда оправдываем себя собственными скорбями и заботами и устраняемся от помощи другим людям.

Спаситель, рассказав притчу, задаёт этому законнику вопрос, на который нельзя было не дать правильного ответа: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (ст. 36). И законник ответил единственное, что мог сказать всякий здравомыслящий человек, будь он знатоком закона или нет. «Он сказал: оказавший ему милость» (ст. 37). Самарянин – в глазах иудеев еретик, человек презренный, нечистый, в отличие от почитаемых по своему положению священника и левита, – назван ближним, потому что оказал милость.

Казалось бы, ответ уже дан, все ясно, притча закончена и окончательно объяснена самим законником. Но Господь ещё добавляет весьма значительные и важные, может быть, самые важные, самые главные слова. «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (ст. 37), то есть поступай, как самарянин. Оказывай милость людям нуждающимся в тебе, даже если они к тебе заведомо относятся с презрением, считают тебя врагом, чужим человеком. Ты же, оказывая помощь всякому человеку, делаешь его своим ближним, и кто им станет, зависит от твоей собственной любви. Если твоя любовь деятельна, не просто присутствует в душе, но выражается в определённых, ощутимых делах, простирается на других людей, значит, ты их любишь, ты ближний этим людям и они твои ближние. Насколько широко ты распространишь эту любовь на людей, настолько много у тебя будет ближних. И если ты окажешься сильным духом до такой степени, что сможешь, как некоторые подвижники благочестия Православной Церкви, охватить этой любовью все человечество и даже умерших и ещё не родившихся людей, то все люди будут твоими ближними. Некоторые угодники Божии молились за весь мир, и это был тяжкий подвиг. Иные жертвовали собой ради Евангелия, как это прежде делали апостолы. Если люди видят перед собой нуждающегося и действительно приступают к нему, вникая в его нужды, то потом уже не могут ему не сочувствовать и находят много разных способов помочь.

Вернёмся к началу евангельского повествования, вспомним вопрос, заданный книжником: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Может быть, теперь для нас яснее будет и ответ, данный Спасителем, который можно было бы пересказать так: «Иди, твори милость всякому нуждающемуся – и наследуешь жизнь вечную».

29 ноября 2015 года. Воскресная проповедь Владыки Антония о милосердном самарянине.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи