Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

6 декабря – Неделя 27-я по Пятидесятнице (о неразумном богаче)

6 декабря – Неделя 27-я по Пятидесятнице (о неразумном богаче)

(Евангелие от Луки, 66 зачало, глава XII, стихи 16–31)

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Никто из нас: ни богатый, ни бедный, ни тот, кто обладает большим имуществом, ни тот, кто стремится найти покой благодаря своему скромному достатку, – никто не знает, когда придёт день его смерти. Смерть может настичь человека совершенно внезапно, не только старого и не только больного, но и совершенно здорового и молодого.

Таковы превратности земной жизни человека, который надеется не на Бога и не на свои духовные труды, молитву и покаяние, а на свои земные способности. Об этом ещё в древности говорил премудрый Соломон в своей книге «Екклесиаст»: человек трудится, приобретает, копит богатство – и не знает, кому оно достанется. Он много работает, достигает каких-то результатов, а, может быть, тот, кто будет продолжать его труд, станет все делать иначе или просто испортит. Получается, что человек, ищущий утешения в земных трудах, всегда оказывается обманутым. Соломон называет все это великой суетой и томлением духа (см. Еккл. 1, 14). Не только те, которые имеют богатство, но и все люди подвержены этой бесконечной суете, все надеются на призрак, потому что земное благополучие, в котором мы видим надёжную, твёрдую опору, доставляющую нам покой, в действительности оказывается именно призраком. Если кто-либо и не постигнет эту истину в юности или в среднем возрасте, то в час смертный все обязательно познают её, когда каждый из нас будет вынужден оставить и землю, и само тело, и все то, что он приобрёл и благодаря чему, казалось бы, мог уже спокойно наслаждаться жизнью. Тогда мы познаем истину слов Спасителя: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» И «так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Человек, который думает что-либо приобрести для своего земного существования, претерпевает то же, что претерпел богач из притчи. Конечно, все мы желаем себе блага, любовь к себе вложена в нас Богом, она даже является критерием любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лк. 10, 27), хотя на Тайной вечере Спаситель заповедал ученикам любить ближнего даже больше, чем самих себя (см. Ин. 15, 12 – 13). Когда же говорится, что мы должны богатеть не для себя, а для Бога, то противопоставляются наше земное тело, земная, так сказать, сущность, и сущность небесная, то есть бессмертная душа. Слова «богатеть в Бога», вовсе не означают, что мы копим для Бога, будто бы Бог нуждается в нашем богатстве. Правильнее было бы сказать, что нужно богатеть в Боге, то есть приобретать благодать Божию, а не земное имущество. Для того чтобы нам не уподобиться неразумному богачу и рано или поздно не испытать горькое разочарование в напрасных трудах, оттого что усилия наши были направлены не на то, на что нужно, мы, живя на земле, все свои силы должны употребить на приобретение богатства духовного. Как другие люди трудятся для обеспечения своего земного благополучия, так мы должны потрудиться для обеспечения благополучия духовного. Если мы сравним, сколько сил и времени мы тратим на то, чтобы доставить себе сытое и спокойное существование и сколько – на то, чтобы насытить свою душу духовными благами, то мы увидим, что это несопоставимо: мы почти ничего не делаем для души и при этом с утра до вечера трудимся для своего тела. Мы работаем день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом – и внезапно все это от нас отнимается. Для чего же мы трудимся? Для чего всю свою жизнь полагаем на то, чтобы приобрести призрак, и почти никаких усилий не прикладываем к тому, чтобы насытить свою душу, чтобы приготовить ей вечные обители?

Ощущение благодати в душе является залогом вечного блаженства на небесах. Не нужно думать, что это друг с другом не связано, ведь душа чувствует то, что она приобретает. Можно сказать, что если мы ничего не чувствуем в своей душе сейчас, значит мы ничего не приобрели и для жизни будущей, поэтому, заботясь о своём теле, о пропитании, мы всегда должны помнить и о своей душе.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что в Ветхом Завете иудеи посвящали Богу один день – субботу, а во времена Нового Завета христиане посвящают Богу всю свою жизнь. Заповедь о субботе не отменена, но распространяется на всю жизнь христианина, который субботствует всегда, то есть все, что он ни делает, он посвящает Богу. Христианин должен стараться отовсюду извлекать выгоду для своей души, стать неким духовным корыстолюбцем, который в любом самом мелком деле что-нибудь приобретает для своей души. Даже среди самых обычных земных занятий нужно думать о духовном прибытке. Допустим, работаешь ты на заводе или в какой-то конторе и тебя там оскорбляют, унижают, а ты смиряйся, думай о своей духовной выгоде, о вечной жизни. Сделал тебе кто-нибудь подлость – ответь на неё благородным поступком или, по крайней мере, стерпи – и вот ты уже что-то приобрёл. Искушают тебя какими-то развратными речами – отойди, помолись, не бойся насмешек, – и вновь ты сделал приобретение, потому что отступил от греха, выбрал целомудрие, мысленную, душевную и телесную чистоту. И так нужно поступать везде и всюду, где есть какая-нибудь возможность исполнить заповеди. Вся жизнь человека должна быть ими пронизана: везде и всюду ищи выгоду, копи духовное богатство, стремись к обогащению в Боге, а не к накоплению земного имущества. Мы должны оценивать каждый свой поступок: что мы приобретаем? Исполняем заповедь или нарушаем? Как исполняем? И так ежедневно, ежечасно, подобно человеку, который считает каждую свою копейку. Если мы приобретём это духовное корыстолюбие, некую духовную жадность, то будем постоянно внутренне обогащаться, даже если внешне наша жизнь ничем не будет отличаться от жизни всех окружающих. Средством для этого служит, прежде всего, непрестанная молитва, потому что без неё невозможно приобрести никакие добродетели.

Таким образом, мы будем постепенно накапливать духовное богатство, которое, несомненно, ощутим в своей душе. Если мы в чем-нибудь согрешим, то тут же это увидим, почувствовав некий убыток, и станем выяснять, почему мы его потерпели, подобно деловым людям, которые стараются вести свои дела так, чтобы не иметь убытков совсем или хотя бы свести их к минимуму, и из всего извлекают прибыль. Так должны поступать и мы в отношении Божией благодати, тогда мы и будем богатеть в Боге, богатеть духовно. Изо дня в день, из года в год это духовное сокровище будет накапливаться и к неизбежному моменту смерти мы придём уже приобретя некое богатство, которое, хотя мы и называем его богатством в Боге, пребывает в нашей душе. Таким образом, духовный человек обретает Бога, Творца всего внутри своего сердца, а все земное, материальное, остаётся вне его.

Поэтому будем все стремиться к приобретению этого внутреннего богатства – благодати Божией. Тогда мы, богатея в Боге, приобретая Самого Бога в своём сердце, при переходе в вечную жизнь возьмём это богатство с собой. Только оно и является собственно нашим, а все остальное – чужое, ведь даже наше тело нам не принадлежит. Будем же всегда, каждое мгновение нашей жизни понуждать себя заботиться о том, чтобы приобрести Божественную благодать, приблизиться к Богу и вселить Бога в своё сердце.

Похожие записи

Вернуться наверх