Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

13 декабря — Неделя 28-я по Пятидесятнице (об исцелении скорченной)

13 декабря — Неделя 28-я по Пятидесятнице (об исцелении скорченной)

(Евангелие от Луки, 71 зачало, глава XIII, стихи 10–17)

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Когда мы читаем Евангелие, то справедливо вместе со Спасителем осуждаем этих лицемеров, однако же мы должны всегда стараться и себя отождествить с теми или иными лицами, о которых говорится в евангельском повествовании. И если мы будем придирчивы или хотя бы беспристрастны к самим себе, то, возможно, сделаем неприятный для нас вывод. Мы увидим, что и сами, подобно фарисеям, жалеем самих себя и своих родственников, даже своих животных, как говорится в Евангелии, но к нуждающимся и бедствующим людям бываем совершенно безразличны, потому что они нам чужие. Иногда мы скорбим по поводу испорченной мебели или разбитой посуды, потому что она наша, но с полным равнодушием узнаем о горестях не только неизвестных нам людей, живущих по всей земле, но даже и наших ближайших соседей. В своём сердце мы находим полное равнодушие и безразличие: нас не трогает, например, что человек, всегда стоявший рядом с нами в церкви, тяжело заболел. Мы не испытываем никакого беспокойства, если по неизвестной нам причине он отсутствует в храме, хотя мы знаем, что на протяжении, может быть, многих лет в воскресные дни он всегда стоял на этом месте. Мы должны были бы хотя бы поинтересоваться, что с ним случилось. Но у нас происходит так: если мы видим человека, тогда, может быть, приветствуем его, а если нет – мы и не вспомним о нем. Мы любим своих близких родственников, своих детей, переживаем о них, и это естественно. Кажется, что здесь в нас все же действует любовь. Но задумаемся немного: чем наши дети отличаются от других, например, от детей наших соседей? Почему мы о своих детях переживаем, заботимся и скорбим, а к чужим совершенно безразличны? Получается, что мы любим не только людей, каждый из которых, конечно, достоин любви, не только животных, но иногда даже и вещи не по той причине, что они этого на самом деле заслуживают, а просто потому, что они наши, свои. В людях и даже в вещах мы любим самих себя.

Конечно, от одного упрёка, от одного только осознания своего каменносердечия, безразличия и равнодушия – едва ли можно сразу измениться. К тому же вряд ли для нас вообще возможно испытывать такую любовь, какую испытывал, например, преподобный старец Силуан Афонский, который молился за весь мир. Он говорил, что молиться за людей, значит проливать кровь, показывая, насколько усердно молился и подвизался он сам, ради того чтобы помочь людям, которых он даже никогда в своей жизни не видел и не знал. Молился он, между прочим, и так: «Господи, дай познать Себя всем народам земли». Это и есть настоящая христианская, полная и всеобъемлющая любовь, не терпящая, чтобы хоть кто-либо из людей погиб в своём заблуждении и нераскаянии. Мы же, конечно, бесконечно далеки от такого совершенства, хотя Господь наш Иисус Христос Своими словами «Будьте совершенны, как совершён Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) призывает нас именно к совершенству в любви. Поэтому мы должны, по крайней мере, возбуждать в себе чувство сострадания к тем людям, с которыми мы общаемся, и быть снисходительными к ним и требовательными к себе, а не наоборот. Ведь обычно мы, подобно начальнику синагоги, который осудил женщину, исцелившуюся в субботу, строго судим ближних за многие – мнимые или, может быть, действительные – отступления от правил, а к себе снисходим в любых как самых неизвинительных вещах, так и в мелочах, которые можно было бы легко исполнить.

Что такое сочувствие к животным по сравнению с исцелением человека? Кажется, даже странно говорить об этом. Тем не менее, мы проводим, может быть, даже более глубокое различие между нашими собственными мелкими нуждами и бедами, страданиями, скорбями других людей, чуждых нам, как мы считаем. Порицая евангельских фарисеев, Господь наш Иисус Христос также и в нас обличает лицемерие, строгость к ближним, происходящую от безразличия к ним, и снисходительность к себе, проистекающую от себялюбия, или, как сейчас принято говорить, эгоизма. Для нас «Эго», наше «Я», стоит в центре мироздания и является как бы богом, сутью всего существования. Мы не понимаем, что и мы сами, и наши родственники, и дети ничем не отличаемся от других окружающих нас людей, почему мы и должны всех равно любить.

«И когда говорил Он это (когда Господь Иисус Христос обличал начальника синагоги и вместе с ним всех нас в лицемерии. – иг. А.) все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (ст. 17). «Все противившиеся Ему» – так и внутри нас есть много того, что противится Божественному Евангелию, противится Божественному повелению всех любить, относиться ко всем одинаково, ко всем снисходить, сострадать, сочувствовать. И все наши эгоистичные чувства: себялюбие, самолюбие, плотолюбие – должны также постыдиться, когда мы слышим эти евангельские слова, и, устыдившись, уйти из нашего сердца. Но чтобы всегда помнить о Господе Иисусе Христе и Его возвышенном Божественном учении, нам недостаточно выслушать Евангелие в воскресный день. Мы должны неустанно упрекать и обличать себя, назидать чтением Божественного Евангелия, более того – постоянно содержать в своём уме, в своей душе Самого Господа Иисуса Христа, непрестанно призывая Его в молитве Иисусовой. Когда мы почувствуем, что рядом с нами или даже в нас Сам Господь Иисус Христос, наш Всесвятейший Спаситель, тогда наше сердце начнёт поневоле стыдиться любых нечистых, безбожных движений, которые противятся Его учению. Отвратительные, противоестественные, можно сказать, антихристианские чувства начнут покидать нашу душу, не терпя этого постоянного стыда от присутствия в нашей душе Господа Иисуса Христа, источающего из Себя святость, чистоту и совершенство. По мере очищения нашей души от страсти себялюбия и эгоизма мы все больше будем ощущать действительность присутствия в нашем сердце возлюбленного нами Господа Иисуса Христа. Тогда все доброе, что есть в нашем естестве, в котором добро смешано со злом, будет очищено, возвышено, сохранено действием Божественной благодати и, подобно народу, ликующему о великих делах, совершенных Господом Иисусом Христом, также возрадуется и возвеселится. Тогда на нас исполнятся слова святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18).

13 декабря 2015 года. Воскресная проповедь Владыки Антония об исцелении скорченной женщины.

Похожие записи

Вернуться наверх