Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

5 марта — Вселенская суббота

5 марта — Вселенская суббота

(Ин., 16 зач., V, 24–29)

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

Сегодня мы молимся за всех от века усопших православных христиан. Многие и многие поколения людей отошли в мир иной и в зависимости от того, как они жили, пребывают в местах блаженных или страшных и мучительных. Так же, как сейчас мы молимся за усопших, эти люди когда-то тоже молились за своих духовных и кровных предков. Наступит время, когда будут молиться и о нашем упокоении. Хорошо, если будет кому молиться… Вера оскудевает. Господь Иисус Христос сказал: «Когда приду, найду ли веру на земле?» (Лк. 18, 8) и «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Потому мы должны усердно молиться за людей, которые отошли в мир иной. Если они помилованы Богом и наши немощные молитвы им не нужны, тогда благодать возвратится к нам, а они, имея дерзновение пред Богом, ради нашей любви к ним помолятся о нас.

Вся земная Церковь сейчас молится о своих умерших братьях и сёстрах вне зависимости от того, праведниками они были или грешниками. Сегодня мы молимся об упокоении какого-то человека, а завтра, быть может, будем его же просить, чтобы он умолил о нас Бога. Иногда, к сожалению, и мы, будучи верующими, умом понимаем, а сердцем не чувствуем, что отошедшие от нас люди эти где-то живут – в ином, таинственном, недоступном пока для нас месте – и нуждаются в нашей духовной помощи.

Осознание их нужды подаётся нам за собственное наше покаяние и очищение сердца. Человек кающийся, очищающий своё сердце, все больше и больше исполняется любовью. Сначала эта любовь распространяется на окружающих его людей, потом на единоверцев, затем на всех живых и далее – за пределы видимого мира. Любовь проникает в мир потусторонний и обнимает всех когда-либо живших на земле людей. Мы, по немощи своей, молимся только за верующих, ушедших в иной мир. Но подвижники молятся вообще за всех людей, поскольку имеют пламенную любовь ко всему человеческому роду. Они непрестанно взывают к Господу о всех людях в одной краткой Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Так они исполняют две величайшие заповеди, на которых, как выразился Господь наш Иисус Христос, «весь закон и пророцы висят», то есть «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 40), – заповеди любви к Богу и любви к ближнему. Подвижники не просто непрестанно повторяют слова Иисусовой молитвы, но ум их и душа полностью пребывают в этих словах. Всем своим существом, до самой последней частицы, они вполне осознают то, что произносят. И Господь внимает молитвам этих, может быть, никому не известных, а иногда даже презираемых людей.

Много значит молитва живых за умерших. И, наверное, ещё больше значит молитва усопших святых за живых. Мы имеем связь с миром иным, которую не всегда ясно осознаем из-за малодуховности и маловерия. Но эта связь действительна, и мы иногда ощущаем ее-либо когда сами молимся за усопших, либо когда чувствуем с их стороны какую-то необыкновенную помощь.

Один афонский подвижник, когда его только рукоположили в священный сан, имел следующее видение. Архиерей, рукоположивший его, попросил, чтобы он в течение сорокоуста читал записочку с именами людей. По благословению своего старца он согласился это делать. И каждую ночь он видел во сне, что эту записку кто-то опускает в Чашу с Кровью Христовой и затем вынимает. В конце концов, на сороковой день он увидел, что все имена смыты Кровью Христовой, – записка была чистая. Тогда он понял, какое значение имеет поминовение людей на проскомидии за Божественной литургией. Может быть, в этой записке были имена живых людей. Для нас в данном случае это неважно. Отсюда ясно необыкновенное значение поминовения усопших за литургией, в келейных молитвах, на панихидах, литиях. Огромно значение взаимной связи между нами, пока ещё живыми, и умершими. Один Бог, наверное, знает, кто в чьей помощи больше нуждается: умершие – в нашей или живые – в помощи усопших. Будем усердно совершать об усопших отцах, братьях и сёстрах наших, в особенности о близких нам по духу людях, понимая, что этим мы оказываем им любовь. И они всегда нам будут благодарны и, если имеют дерзновение пред Богом, также окажут нам любовь и умолят Бога о нас, помогут нам в наших земных скорбях, в наших бранях.

Похожие записи

Вернуться наверх