Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

6 марта — Неделя о Страшном Суде

6 марта — Неделя о Страшном Суде

(Евангелие от Матфея, 106 зачало, глава XXV, стихи 31–46)

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Сегодняшний воскресный день называется «Неделя о Страшном Суде», сегодня Церковь напоминает нам о событии, грядущем на вселенную. Это событие не минует никого, как бы человек к нему ни относился – может быть, легкомысленно или даже вовсе в него не веруя. По выражению Евангелия, оно, как сеть, найдёт на всех живущих во вселенной. Хотим мы или не хотим, думаем об этом страшном дне или нет, нас будет судить Христос. Господь наш Иисус Христос, преисполненный неизреченной, безграничной, Божественной любви, будучи воистину Единым Человеколюбцем, заранее открывает нам, чтό должно делать, чтобы приговор на этом Суде оказался для нас благоприятным.

Заслужить милость Божию и получить Царство Небесное достойно, то есть по своим делам, невозможно, всякий из нас войдёт туда только будучи помилован Богом. Наши добрые дела в конечном счёте являются лишь выражением нашего покаяния. Грехов у нас гораздо больше, чем добродетелей, но ради покаяния добрые дела нам «засчитываются», а злые (то есть грехи) предаются забвению. Итак, Спаситель заблаговременно открывает нам секрет того, по какому принципу будет происходить Суд, чтό необходимо сделать, чтобы Он, как Судья, простил нас.

«И соберутся пред Ним все народы». Не будет никакого человека, народа или государства, кого бы ни постиг Страшный Суд. Все народы: и те, которые уже исчезли, и те, которые, может быть, ещё появятся, и существующие сейчас, и верующие во Христа, и отпавшие от Него, то есть исповедующие какую-то другую религию, – все без исключения предстанут перед Господом Иисусом Христом, и Он «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».

Для людей того времени, имевших представление о скотоводстве, этот образ был весьма понятен. Козлы и овцы часто пасутся вместе, а в загоне пастух отделяет их друг от друга. Подобное этому произойдёт и на Страшном Суде. «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (ст. 33). Овцы – символ покорности, послушания, а козлы – упрямства и своеволия. Эти свойства особенно важны в деле спасения, они приближают или удаляют нас от него.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ст. 37–40). Христос всех людей сделал Своими братьями – конечно, в первую очередь православных христиан, но не только их, потому что всякий человек имеет в себе образ Божий. Господь же Иисус Христос есть истинный образ Бога Отца и истинный Человек, имеющий в Себе всю полноту неискажённого образа Божия, и потому всякий человек есть образ Христов.

Эта истина настолько жива, что Господь говорит даже не так: «Когда вы делали добро, делали его одному из тех, кто подобен Мне», но прямо: «Вы делали это Мне».

Преподобные отцы знали эту истину, и, хотя пространственно удалялись от людей, они понимали, что от любви к ближнему удалиться невозможно.

Человек, имеющий в себе благодать Божию, действительно видит в каждом человеке Христа. Общаясь с людьми, он не тяготится ими, потому что общается со Христом, а оказывая помощь ближнему, не думает, что теряет время, потому что помогает Самому Господу Иисусу Христу, как бы страшно и даже непостижимо для человеческого разума это ни звучало, как бы нас ни ужасало. Человек, устремляющийся к Богу в конкретных делах милосердия, конечно, не почувствует препятствия, когда устремится к Нему своим духом в молитве.

Некий подвижник нашего времени сказал: «Кто хочет найти любовь, пусть ищет её в Иисусе». Что это значит? Кто хочет любить ближнего – а всякий христианин должен прежде всего стремиться к любви, потому что в этом, можно сказать, суть Евангелия и христианства, – тот должен через Иисусову молитву возлюбить Господа Иисуса Христа. Тогда сердце человека оживёт – перестанет быть каменным и превратится в плотяное, как говорит пророк Иезекииль. Вот тогда мы будем видеть и любить в ближнем Христа. Можно сказать, что любовь ко Христу в молитве и любовь к ближнему – это одно и то же. Мы думаем, что это как будто бы вещи противоположные и некоторая привязанность, сочувствие к человеку отвлекают нас от духовной жизни. Но так нам кажется по недостатку духовного опыта или потому, что мы не пережили истинной любви к Богу. Оттого мы и оправдываем себя, подобно этим грешникам из притчи, которые говорили: «Когда мы видели Тебя нуждающимся?» Если бы мы имели любовь к Господу Иисусу Христу, то в каждом человеке видели бы Христа.

Трудно полюбить человека, для этого нужно преодолеть себя, сделать своё сердце из каменного плотяным, живым. Господь открывает нам некоторые тайны, облегчающие этот подвиг. Он говорит, что надо любить ближнего, как самого себя (см. Мф. 19, 19; 22, 39; Мк. 12, 31; Лк. 10, 27), то есть даёт нам некий критерий: мы должны полюбить другого человека не меньше, чем самих себя, потому что он такой же, как и мы (именно так нужно понимать эту заповедь). Господь говорит: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» (см. Мф. 7, 12; Лк. 6, 31) – и нам, людям, у которых нет любви, даёт для этой добродетели некоторое основание внутри нашего собственного естества. Себя мы любим, но должны понимать умом, что наш ближний такой же, как и мы, – вот почему мы должны любить и ближнего, как самих себя. Мы хотим, чтобы нам делали добро, снисходили к нам, прощали наши грехи, забывали то зло, которое мы когда-то причинили людям, – значит, должны и сами так относиться к другим. И, наконец, Господь открывает истину, невероятную для здравого смысла, но бесспорную для веры: в каждом ближнем Христос, а потому, служа ближнему, я служу Христу; любя ближнего, я люблю Христа. Если даже после такого откровения мы останемся безразличны и не начнём сбрасывать со своего каменного сердца нарост жестокости, равнодушия и холодности, тогда, наверное, можно сделать вывод о том, что мы просто не хотим исполнять заповеди, ибо это откровение Спасителя, эта истина должна тронуть всякого человека, даже почти мёртвого душою.

Надо всячески понуждать себя – даже и против воли, противясь своему окаменевшему сердцу, – делать добро каждому человеку с благоговейным уважением, а не с презрением, служить ему так, как будто это Сам Бог. Выражаясь просто, мы должны молиться на каждого человека. Когда мы хотим сказать, что любим кого-то, то говорим: «Я молюсь на него». Вот так мы должны относиться не только к христианам, но и к любому нашему ближнему. А наш ближний – каждый нуждающийся в помощи: пище, одежде, крове, лекарствах, утешении, сочувствии, добром слове. Всякий человек является нашим ближним, и в нем – Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий.

Похожие записи

Вернуться наверх