Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

сей посвящён воспоминанию и прославлению досточудного события – возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Неё Бога Слова. Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста – воспевает святая Церковь в начале службы великого праздника Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о воплощении Единородного Сына Божия для искупления и спасения человеческого рода был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда же приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева Мария – достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Её смирение, соединённое с пламенной любовью к Богу и преданностью Его святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод – Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

Раньше существовал на Руси трогательный обычай – в этот день в небо взвивались сотни выпущенных на волю птиц. Это было знамением того, что Благовещение есть день возвещения свободы всему миру.

(Евангелие от Луки, 3 зачало, глава I, стихи 24–38)

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.

С события Благовещения началось дело нашего спасения. То, что было обещано Еве в утешение после того, как наши прародители согрешили преслушанием, потеряли благодать и лишились общения с Богом, совершилось в воспоминаемый нами сегодня день. Некогда Еве были сказаны необыкновенные, непонятные, даже странные слова: «Семя жены сотрёт главу змия» (см. Быт. 3, 15). Как понять «семя жены», если семя может быть только у мужа и в древних библейских родословиях происхождение людей всегда указывалось именно по мужской линии? Но это необыкновенное событие, предсказанное в глубочайшей древности, действительно произошло. «Семя жены» должно было попрать «главу змия» – дьявола. «Семя жены» – потому что не было семени мужа, ибо Дева Мария зачала без мужа. Она зачала чудесным образом, что и зачатием нельзя назвать в том смысле слова, в каком все мы его понимаем.

Господь наш Иисус Христос Своим преславным рождеством, а затем всей Своей жизнью, в особенности проповедью и страданиями на Кресте, искупил человеческое естество. Поскольку оно было безыпостасным, воипостазированным в Ипостась Сына Божия, то таким образом был искуплен не какой-то отдельный человек Иисус, но вся человеческая природа. Каждый из нас обладает природой, выделенной, если можно так выразиться, собственно ему, и вообще наша природа существует в конкретных ипостасях, или личностях. Поэтому нельзя сказать, что есть «человек вообще». Человеческая же природа Господа Иисуса Христа не имела своей человеческой ипостаси. И потому Его можно назвать всечеловеком, тем самым «человеком вообще», а не только отдельным человеческим существом. Так Спаситель искупил от грехопадения и осквернения все человечество.

Уже близки дни Страстной седмицы, когда мы будем вспоминать страдания Господа и совершение Им дела нашего искупления через Его необыкновенное, непостижимое, даже невозможное для нас послушание. Наши прародители, нарушив легчайшую заповедь, дерзновенно протянули руку к древу познания добра и зла, вкусили запрещённый плод и через это деятельное преслушание, совершенное не только в уме, но и на деле, лишились общения с Богом и подверглись наказанию – изгнанию из рая и всему прочему, что последовало за грехопадением. Господь же наш Иисус Христос до конца исполнил заповедь послушания, «даже до смерти» (Фил. 2, 8). Он был послушен Богу Отцу до такой степени, что позволил пригвоздить ко кресту Свою руку, чтобы исцелить руку человека, некогда дерзновенно простёршуюся к древу познания. Он отдал на страдание Свои ноги, потому что в раю ноги человека устремились на исполнение преступного желания. Будучи безгрешным, Спаситель в Самом Себе наказал на Кресте все человеческое. Вместо запрещённого плода Он вкусил уксус с желчью и, невиновный, испил до дна чашу наказания, добровольно сделав Себя виновным за нашу вину. Он исполнил то, что должны были бы исполнить мы, притом избрал для этого способ самый трудный, невозможный для любого человека. Своим Божеством, соединённым с человечеством, Он очистил человеческое естество и принёс его как непорочную жертву Богу Отцу. Справедливое наказание, которому все люди без исключения были подвергнуты за преслушание, вдруг в одном случае – по отношению к Богочеловеку Иисусу – оказалось незаслуженным, и неоспоримый закон, по которому мы подлежали этому наказанию, был упразднён, потому что и он в данном случае также оказался несправедливым. Но обо всем этом мы будем размышлять через несколько дней, на Страстной седмице. Сейчас же мы вспоминаем о том, с чего началось наше искупление: о воплощении Сына Божия, о восприятии Им на Себя человеческого естества, о явлении Его в мир как человека.

Услышав слова Архангела Гавриила: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (ст. 37), Пресвятая Дева сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (ст. 38). Невозможное и непостижимое для человека, осуществляется по действию Того, Кто сотворил мир из ничего и ныне даёт бытие всему сущему. Как изъясняют нам богослужебные песнопения, божественные гимны Православной Церкви, Архангел Гавриил в это время с благоговейным ужасом созерцал наитие Святого Духа на Деву Марию и образование в Её чреве тела Богомладенца Христа. «И отошёл от Неё Ангел» (ст. 38). Так совершилась тайна воплощения Сына Божия, воспоминание о которой в православном богослужебном обиходе называется праздником Благовещения.

Никогда не было события подобного сему и не будет. Один есть Богочеловек Христос, в Котором человечество соединилось с Божественной Ипостасью, и других не будет никогда. Потому мы изумляемся и ужасаемся этому чуду. В людях, чуждых действия благодати, это изумление бывает поводом для неверия, потому что вера – от благодати, а не от наших собственных усилий. А мы от изумления перед этим чудом приходим в чувство глубочайшей, неизреченной благодарности нашему Творцу и Спасителю. Каждая Божественная Литургия – это прежде всего выражение нашей благодарности Богу, насколько её можно передать в человеческих словах, мыслях и чувствах. Литургию, что в переводе значит «общественное служение», мы часто называем Евхаристией, что означает по-гречески «благодарение». Мы должны, братья и сестры, день и ночь, каждое мгновение благодарить Бога и с умилением, со слезами радоваться о том, что Он призвал нас к спасению, даровал веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося от Пресвятой Девы. Даже когда мы каемся, испытываем чувство глубокого сокрушения и печали о грехах, то и в этой печали есть благодарение Богу. Ведь если бы человек только печалился и не имел в душе своей некоего таинственного утешения, то, пожалуй, о содеянных грехах невозможно было бы вспоминать без страха. И когда мы испытываем те или иные житейские трудности, неминуемые и, казалось бы, безысходные скорби, то и тогда мы также должны благодарить Господа. В отличие от людей чуждых Церкви, не имеющих никакой надежды в своих скорбях, нам всегда есть на что надеяться и чем утешаться. Поэтому, отмечая сегодняшний праздник, исполнимся чувства величайшего благодарения и будем славить Бога не столько словами, сколько своими поступками и терпением душевных и телесных скорбей. Преданным служением Господу до конца наших дней будем прославлять Его за неизреченную милость к нам.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи