Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

16 апреля — Суббота пятая Великого поста («суббота акафиста»)

16 апреля — Суббота пятая Великого поста («суббота акафиста»)

Радуйся, Звездо, являющая Солнце, радуйся, Лествице Небесная, еюже сниде Бог, радуйся, падшаго Адама воззвание: радуйся, слез Евиных избавление

Служба этой субботы носит название «похвалы Пресвятыя Богородицы», потому что в этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов, всесильным Её заступлением. Это богослужение называется не только похвалою, но и стоянием, потому что первоначально верующие воспевали хвалебную песнь Богородице стоя, в продолжение ночи. Отчего хвалебное пение в честь Одигитрии, доселе совершаемое Церковью, называется акафистом. Само это название, которое можно буквально перевести как «неседален», говорит об особой торжественности и важности такого молитвенного обращения. Святая Церковь ввела во всеобщее употребление благодарственное пение Богородице, совершаемое в субботу на 5-ой неделе Великого поста, так как первое избавление Царьграда было около этого времени. С благодарением за бывшее избавление от врагов, Церковь соединяет моление ко Пресвятой Богородице об освобождении и нас от всяких бед, взирая на Матерь Божию, как Заступницу и Ходатаицу, чьим содействием православные побеждают всех врагов, видимых и невидимых.

(Евангелие от Марка, зачало 35, глава VIII, стихи 27–31)

И пошёл Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Пётр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Нынешний же установлен в честь события, бывшего в древности, в 626 году по Рождестве Христовом, когда персы, вечные противники греков, вместе со скифами осадили Константинополь. У Византии, могучего в то время государства, по разным историческим обстоятельствам не было возможности дать военный отпор. Хотя стены Константинополя славились своей неприступностью, но опасность падения города, тем не менее, была велика. Патриарх Сергий призвал народ все упование возложить на Бога и Пречистую Его Матерь. По его приказанию на воротах стен города был написан образ Богоматери с Предвечным Младенцем. Совершались всенародные моления и всенощные бдения. Патриарх, взяв чудотворную икону Владычицы, Животворящий Крест Господень и ризу Пресвятой Богородицы, по стенам обошёл с этими святынями Константинополь. И Матерь Божия явила чудное Своё заступничество. На море внезапно поднялась буря и потопила вражеский флот. Осада Константинополя была снята. В честь этого события был впервые составлен акафист, что в переводе с греческого означает «неседален», то есть песнопение, во время которого нужно молиться стоя. Этот акафист долгое время был единственным в своём роде, и до сих пор многие греки считают, что составлять акафисты – как это делается, например, у нас в России – неуместно. Особенным торжественным чином акафист Божией Матери читается в пятую субботу Великого поста.

Однако не нужно думать, что Божия Матерь станет помогать нам всегда, так сказать, автоматически и что мы, однажды стяжав Её небесное заступничество, никакими собственными греховными поступками не можем уже его лишиться – что бы мы ни делали, как бы мы себя ни вели.

Почитая Пресвятую Деву, мы должны наше почитание и благоговение перед Ней соединять с очищением совести, угождением Пречистой Богородице. Не только будем чтить Её на словах в своих, может быть, искренних молитвах, но и задумаемся о наших делах: одобрит их или будет порицать нас за них Божия Матерь. Когда женщина из народа, восхищенная необыкновенной проповедью Спасителя, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» – Господь сказал ей в ответ: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27–28). Итак, необходимо принимать слово Божие и не только хранить его в уме, но и соблюдать в делах, во всей своей жизни. Вот тогда мы будем блаженны, поскольку станем почитать Пресвятую Деву истинно, справедливо, богоугодно – так, что это будет Ей приятно, то есть будет принято Ею. Если же мы чтим Её иначе – одним умом, без дел, – то благочестие наше суетно и напрасно. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».

Похожие записи

Вернуться наверх