Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

17 апреля — Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской

17 апреля — Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской

Удобь претерпела еси, мати, пустынный труд, укреплена державною силою Христовою скверная бо помышления находящая, струями божественных слез угасила еси, чистая.

Церковная этой недели посвящена воспоминанию и прославлению подвигов святой преподобной матери нашей Марии Египетской. В жизни её Святая Церковь обращает внимание на две противоположности: на глубину её греховного падения и на высоту благодатного восстания. Двенадцати лет она ушла из родительского дома в Александрию и, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, увлеклась порочною жизнью. Через 17 лет такой жизни Мария сознала своё падение, когда, будучи в Иерусалиме, не смогла войти в , удерживаемая невидимой силой. Принёсши Господу глубокое покаяние, она из Иерусалима удалилась в пустыню иорданскую и там 48 лет подвизалась в полном уединении, посте, молитве и слезах. Назидая верующих её примером и ободряя духовно труждающихся, Церковь указывает, что истинное покаяние изглаждает самые тяжкие грехи, и может возвести кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства.

(Евангелие от Марка, 47 зачало, глава X, стихи 32–45)

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Евангелие от Луки, 33 зачало, глава VII, стихи 36–50)

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлёг. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

То, что сделала в один миг, получив за несколько минут полное очищение, эта неизвестная нам по имени кающаяся блудница, описанная в Евангелии, преподобная Мария совершала в течение многих лет. Своим примером она показала всем нам, что, каким бы падшим человек ни был, ничто не препятствует ему очиститься. Представьте себе: Мария Египетская с тринадцати лет предавалась необузданному разврату. Конечно же, для неё это стало чем-то естественным. Но она показала, что совершенно ничто не мешает человеку очиститься. Мы часто оправдываем себя, говоря: «Вот, например, преподобный Сергий Радонежский – это был избранник Божий, а мы обыкновенные люди». Так же мы можем сказать о преподобном Серафиме Саровском или любом другом угоднике Божием. Хочется нам так отозваться и о Марии Египетской. Но если мы имеем сколько-нибудь здравого смысла, то должны увидеть в её жизни совершенно иное. Какая же это избранница Божия, если она с тринадцати лет предавалась такому страшному, безудержному блуду? Неужели мы сейчас, встретив подобную девицу или женщину, назвали бы её избранницей Божией? Если мы люди порядочные, то, пожалуй, избегали бы и общения с ней, как и фарисей Симон. И вот это совершенно развращённое существо вдруг меняется.

Преподобная Мария Египетская является для нас вечным, прекрасным, светлым примером того, что из самого падшего состояния можно взойти на вершину добродетели. Пусть мы и не достигнем этой вершины, но, по крайней мере, избавимся от уныния, отчаяния, нерадения и лукавства, которые мешают нам стать добрыми христианами – пусть не великими подвижниками, но людьми, поистине стремящимися всеми силами своей души к тому, чтобы Евангелие было не книгой для чтения, а руководством к жизни.

Похожие записи

Вернуться наверх