Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

24 апреля — Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье

24 апреля — Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье

Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних!

Сегодняшний день – торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелёными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажжёнными свечами – это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

(Евангелие от Иоанна, 41 зачало, глава XII, стихи 1–18)

За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мёртвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мёртвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Сейчас мы стоим с ветвями верб, как бы с пальмовыми ветвями, подражая тем людям, которые с ликованием встречали Господа Иисуса Христа. Значит, мы должны быть и Его учениками. Но спросим сами себя честно: до какой степени мы верим в действительность хотя бы одного только этого чуда? Я уж не говорю обо всех тех чудесах, которые совершил Спаситель до этого, и о Воскресении из мёртвых Самого Господа Иисуса Христа, потому что ещё не пришло время Пасхи. Давайте остановимся на этом только чуде, ради которого иудеи с ликованием встречали Спасителя, а мы пришли в и подражаем их ликованию. Верим ли мы в полной мере в воскрешение праведного Лазаря, осознаем ли необыкновенность, непостижимость и вместе с тем реальность этого события? Если бы мы приняли его всем сердцем, то, я думаю, мы пришли бы в необыкновенное потрясение, нас охватил бы благоговейный ужас, одновременно восторг и страх. И это, наверное, самое меньшее из того, что с нами произошло бы. Однако по тому, какую жизнь мы ведём, по равнодушию, в котором пребываем даже во время богослужения, можно видеть, что размышление об этом событии не действует на нас так, как оно должно было бы действовать, между тем как событие это потрясало тех, кто встречал Спасителя. К кому же в таком случае мы можем себя отнести? К тем ли, кто прибежал на это необыкновенное зрелище только ради любопытства? К тем ли, кто наблюдал за происходившим с некоторой враждебностью, упрекая Спасителя: «Зачем Ты разрешаешь им говорить, что Ты Сын Давидов, запрети им!» (см. Лк. 19, 39)? Или все же мы относим себя к тем, кто с искренним ликованием встречал Спасителя, держа в руках пальмовые ветви?.

Пусть сегодняшний праздник станет для нас неким внутренним событием, которое даст нам ещё один толчок для приобретения такой веры, какая была у людей, встречавших Спасителя в Иерусалиме, как описывают это евангелисты. Не будем оправдывать себя тем, что мы отстоим слишком далеко от времени этого события, что все это в прошлом, а прошлого не существует. Это отговорки. Ведь и всех встречавших Спасителя в те времена можно условно разделить на три группы: одни воспринимали все происходившее с верой, другие пришли из любопытства, а третьи были даже враждебно настроены. Значит, дело не в том, чтобы видеть чудеса Спасителя собственными глазами и воспринимать происходящее своими чувствами. Ведь то, что человек видит, он может истолковывать по-разному. Даже воскрешение праведного Лазаря для фарисеев, архиереев и иудейских старцев явилось поводом к тому, чтобы ускорить развязку и наконец погубить Господа.

Значит, важно не только восприятие чувствами, недоступностью которого для нас мы часто оправдываемся, но и, главное, восприятие душой, умом, духовным взором, то есть сердцем, как говорит Евангелие и как мы назовём это просто, одним словом, не пытаясь никоим образом истолковывать. Воспримем это как данное, как то, что известно нам всем из собственного опыта. Мы должны увидеть событие сердцем, потому что если человек не воспринял что-то сердцем, не прочувствовал, значит, он в это и не верит. Если человек сердцем не принимает каких-то слов, значит, он не согласен с ними. Если человек не чувствует любви к другому человеку сердцем, значит, он и вовсе её не чувствует.

Воззрим сердцем на чудо воскрешения праведного Лазаря и с сердечным ликованием встретим Господа Иисуса Христа, как будто присутствуя при Его входе в Иерусалим: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!»

Слово Владыки Антония в неделю 6-ю Великого поста, вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье.

Похожие записи

Вернуться наверх