Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

12 июля — День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля — День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

(Евангелие от Матфея, 67 зачало, глава XVI, стихи 13-19)
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Сегодня Церковь Христова прославляет двух великих апостолов, Петра и Павла. Сами имена их учат нас быть твердыми в вере (ибо Петр означает «камень», что указывает на прочность, непоколебимость) и одновременно быть смиренными (ибо Павел значит «малый» и указывает на невысокое о себе мнение). Так св. Петр и св. Павел показывают, что нам надлежит быть твердыми в христианском житии и вместе смиренными и кроткими, почитая себя менее всех.
Чему еще поучиться нам у первоверховных апостолов, которые воспеваются Церковью как «друзи Христовы», «реки премудрости» и «всего мира предстатели»? Есть ли такая добродетель, которой мы не видим в них? Бесчестия и оскорбления за проповедь они искали больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молились за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно лишь страшило их — как бы не оскорбить Бога, равно и вожделенным для них было лишь угождение Богу, любовь ко Христу. Оба апостола приняли мученическую кончину. Более других потрудившись над созиданием Церкви Христовой, сегодня они принимают от нее достойную хвалу и славу.
Церковь вспоминает сегодня святых первоверховных апостолов Петра и Павла не потому, что они превосходят других апостолов своей святостью и мудростью или считаются более совершенными – первоверховными в духовном отношении. Причина этого, скорее, в том, что, по преданию, апостолы Петр и Павел погибли в один и тот же день: апостол Петр был распят в Риме, а спустя год, в тот же самый день, император Нерон казнил апостола Павла. Апостол Петр почитал себя недостойным быть распятым таким же образом, как Господь наш Иисус Христос, и потому упросил, чтобы его распяли вниз головой. Вообще же, распятие считалось самой позорной казнью, которой подвергались только иноплеменники, не имевшие римского гражданства. Потому апостол Павел, как римский гражданин, был казнен более, если так можно выразиться, человеколюбиво – ему отсекли голову.
Мы видим, что сами по себе апостолы Петр и Павел были весьма немощными людьми. Один из них по ложной ревности и из-за своих заблуждений гнал Церковь, а другой – из-за самонадеянности не смог сохранить преданность своему возлюбленному Учителю и трижды отрекся от Него. Но Господь восставил их и сподобил необыкновенно возвышенного духовного состояния. Апостол Павел дерзновенно на всю вселенную хвалился своими немощами – его безграничное смирение было столь велико, что он считал себя ничтожнейшим человеком. Из аскетических писаний святых отцов мы, конечно же, знаем, что в человеке, в котором обильно действует благодать Божия, в первую очередь, откровенно и ясно проявляется смирение. Кто велик по обилию Божественных дарований, тот все более смиренно думает о себе и считает себя наихудшим из людей.
По сей день мы всегда перед Причащением молимся словами апостолов Петра и Павла: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение. И мы, взирая на пример этих великих апостолов, этих великих подвижников духа, будем подражать им. Будем молиться, трудиться, ревновать о своем спасении, чтобы нам стать истинными христианами, несмотря на все наши падения и унижения, которым мы по собственной вине подвергаемся от дьявола. Для того чтобы нам соединить в себе веру Петра и смирение Павла – верить, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, и одновременно считать себя первыми из грешников.

Похожие записи

Вернуться наверх