Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

17 июля — Неделя 4-я по Пятидесятнице (об исцелении слуги сотника)

17 июля — Неделя 4-я по Пятидесятнице (об исцелении слуги сотника)

(Евангелие от Матфея 25, зачало, глава VIII, стихи 5-13)
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Римский сотник, о котором повествуется в Евангелии, конечно же, оказался в этой далекой стране – Иудее по долгу военной службы. Неизвестно, какого он был происхождения, был ли он римлянином или принадлежал к другой нации, ибо к тому времени римское войско стало уже наемным и в нем служили люди самых разных национальностей. Воины нанимались иногда из завоеванных римлянами народов, из диких племен, которые, благодаря естественному образу жизни, отличались от цивилизованных людей большей физической силой. Сотник попадает по долгу службы в далекую иудейскую землю, провинциальную и дикую, с точки зрения цивилизованного мира. По мнению римлян-завоевателей, иудейская вера – это какая-то непонятная религия, потому что люди поклоняются неизвестному Богу, Которого никто не видел.
Однако в этой дикой, с точки зрения римлян, провинциальной стране, в Иудее, благодать коснулась сердца этого язычника, и он оказался даже более благочестивым, чем многие иудеи, родившиеся в истинной вере
Бог милосерд, Он всегда желает всякому человеку блага и распространяет его на всех людей и, более того, даже и на демонов, самых падших и низких существ. Но человек, погрязший в грехе, не может воспринять Божественную благость, потому что он сам себя ослепил и сделал чуждым ее. Так бывает уже и в этой жизни, тем паче, так будет в вечности. Но здесь у всякого грешника еще есть надежда, в будущем же надежда погибнет. Божественный свет, Божественные любовь и благость будут достигать всякого человека, но если у него не будет органа, не будет чувства, чтобы воспринять эту Божественную любовь, то он и окажется вне ее – во тьме внешней. Как говорит преподобный Исаак Сирин, Божественная любовь будет услаждать и просвещать праведников и жечь грешников. Вот что значит вечный огонь – это не какое-то особенное место: сам человек делает себя либо блаженствующим, либо страдающим; он или воспринимает Божественные свет и благоухание, или отвергает их и погружается во тьму и смрад.
Постараемся, чтобы не случилось так, что придут иные люди, которые в настоящий момент ничего не знают об истинной вере, а впоследствии обратятся из неверия и спасутся, а мы, которые давно ходим в Божий, окажемся вне Божественного света и Божественной благодати и будем сожалеть и мучиться так, что едва-едва можно передать это терзание человеческими словами.
«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (ст. 13). Обратив внимание на веру сотника и обличив маловерующих иудеев, а вместе с тем и всех нас, маловерующих православных, Господь совершил чудо и показал, что истинная вера не остается без вознаграждения.
Святые отцы считают одной из самых важнейших добродетелей смертную. Преподобный Нил Сорский говорит, что она нужна нам, как хлеб. Как из всей пищи более всего необходим хлеб, так и из всех добродетелей более всего необходима нам память смертная. Мы должны с полной ответственностью подойти к делу своего спасения, чтобы Церковь была для нас врачебницей – местом, где мы получаем исцеление и избавляемся от вечной смерти. А вечная смерть – это смерть души, полное и окончательное отпадение от Бога, это тьма кромешная, горькое сожаление и скрежет зубов, плач, который никогда не будет утешен. Как говорил преподобный Макарий Великий монахам, желавшим получить от него наставление, «братья, будем плакать здесь, чтобы не плакать там, где наши слезы будут жечь наши тела».

Похожие записи

Вернуться наверх