Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

18 сентября – Неделя 13-я по Пятидесятнице (притча о неблагодарных виноградарях)

18 сентября – Неделя 13-я по Пятидесятнице (притча о неблагодарных виноградарях)

(Евангелие от Матфея, 87 зачало, глава XXI, стихи 33–42)
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Прежде всего, эта была обращена к иудеям. Это они побивали камнями пророков, приходивших к ним для того, чтобы научить их пути ко спасению.
Можно понять эту притчу и иным образом: отнести ее к своей жизни. Царствие Божие может быть насаждено внутри нашей души. И мы также должны приносить плоды, то есть добродетели, добрые дела, исполнение заповедей. Если же мы вовремя не приносим этих плодов, и, более того, негодуем на обличения нас Священным Писанием и творениями святых отцов (которых можно рассматривать как слуг Божиих, посланных для сбора плодов у виноградарей), значит, мы ничем не отличаемся от древних иудеев. Мы уничтожаем в своей душе все ростки покаяния и добродетелей, но хотим присвоить себе наследство Царствия Божия, что, конечно, совершенно невозможно. С одной стороны, мы стремимся жить благополучно и комфортно, утешаться верой и христианскими истинами, совершенно необоснованно надеясь на вечное блаженство, а с другой – не только не приносим Богу плодов, но еще и враждуем против всего, что понуждает нас к такому плодоношению и обличает в нерадении. Если мы не изменим отношение к своей жизни, то с нами произойдет то же, что произошло с иудеями и другими народами, отпавшими от христианства.
Это отпадение происходило через внутреннее неприятие истин христианства как догматических, так и нравственных. Мы, например, догматы христианства принимаем, но с его нравственными истинами соглашаемся не вполне искренне, не всем сердцем. Из самих наших дел можно сделать вывод, что мы непоследовательны. Отпадение целых народов от христианства начиналось с отдельных людей, потому что при умножении числа тех, которые не принимали сердцем Божественную истину, не принимали Царствия Божия и не желали приносить плоды Богу, происходило отречение народа, к которому принадлежали эти люди, от Христа, а следовательно, и от Бога, ибо Сам Спаситель сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6), – то есть никто не может служить Богу, отрекшись от Христа.
Некоторые люди оправдывают свое безразличие к вопросам веры тем, что нужно быть кроткими и сохранять со всеми мир, но тем самым они подменяют кротость безразличием и равнодушием. Конечно, когда нам все безразлично и ничто не волнует, то мы можем сохранять некоторое спокойствие. Но нужно понимать, что такое состояние не имеет ничего общего с миром, о котором Христос сказал: «Блаженны миротворцы» (Мф. 5, 9). Мир Христов человек сохраняет и среди скорбей, и среди гонений и притеснений, и среди врагов. Этот мир является следствием нашего примирения с Богом. Какое примирение с Богом может быть у человека, который безразличен к Богу и готов ради сохранения душевного равновесия отступить от любой истины?

Похожие записи

Вернуться наверх