Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

9 октября – Неделя 16-я по Пятидесятнице (притча о талантах)

9 октября – Неделя 16-я по Пятидесятнице (притча о талантах)


(Мф., 105 зач., XXV, 14–30)
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (ст. 28–29). Благодать, полученная человеком в христианских Таинствах, духовные дарования и естественные способности – все это будет отнято у него и дано тому, кто более преуспел. У того, кто имеет благодать, она еще преумножится, а у того, кто ничего не приобрел, отнимется и то, что он имеет. В Евангелии от Луки сказано: «Отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18), ибо все, что мы имеем, на самом деле не наше.
«А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 30). Негодный раб, ставший совершенно чужим своему Господину, Господу Иисусу Христу, выбрасывается «во тьму внешнюю», то есть пребывает в полнейшей тьме, вне Божественного света и общения с Богом. «Там будет плач и скрежет зубов» – плач раскаяния и скрежет от бесплодного и уже бесполезного сожаления о том, что он не исполнил своего христианского долга.
Может быть эта кажется нам чересчур жестокой и строгой, но мы не должны уподобляться лукавому и ленивому рабу, оправдывая свою лень строгостью требований. Если бы мы действительно понимали, что Господь строг, «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал», то нам, скорее, следовало бы убояться и от страха трудиться еще усерднее, а не оправдываться тем, что при таких условиях мы ничего не можем сделать.
Действительно, это страшная притча! Мы часто хотим только сохранить то, что нам даровано свыше, а от нас требуется именно приумножить, иначе мы будем извержены «во тьму кромешную». Тот, кто лишь сохранил, оказывается «неключимым», или, по-русски, – негодным рабом. На самом же деле невозможно просто сохранить дар, ничего не потеряв, и в ином месте Господь сказал: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11, 23). Человек, который не трудится над совершенствованием себя, а думает лишь о том, как бы не потерять того, что у него уже есть, пытаясь остаться в неизменном состоянии, волей-неволей начинает терять, расточать и духовно оскудевает.
«Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 30). Тот, чей духовный слух отверст, чтобы слышать эти Божественные словеса, устрашится и примется за дело своего спасения – начнет по повелению Господа Иисуса Христа через покаяние и исполнение евангельских заповедей умножать то, что даровано ему свыше, будь это естественные способности, заложенные от рождения, или благодатное дарование, полученное в Таинствах или каким-либо другим образом.
Каким же образом это можно совершить? Конечно, это не означает, что мы должны развивать все свои наклонности, ведь они могут быть и дурными. Развивать в себе нужно то, что соответствует евангельскому учению о христианском совершенстве, причем не просто развивать, а употреблять на служение Богу. Все то, что мешает этому служению, то есть лишнее, мы должны отсекать, как садовники отсекают лишние ветки у плодовых деревьев для того, чтобы они приносили большие и сочные плоды. Если этого не сделать, плоды бывают хотя и обильными, но маленькими и малопригодными в пищу. Подобным образом и мы должны относиться к себе: все лишнее отсекать, давая возможность обильно плодоносить тому, чем мы действительно можем послужить Богу.
Именно таким образом мы и отдаем свои таланты торгующим. В Евангелии сказано: «Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью». «Отдать серебро торгующим» означает трудиться над исполнением евангельских заповедей, стараясь с пользой употребить дарованную благодать. Понуждая себя к добродетелям, мы умножаем благодать, а пытаясь просто ее сохранить, не понуждая себя к этой Божественной торговле, мы теряем все и оказываемся «неключимыми рабами». Не только в будущей, но и в этой жизни мы можем оказаться в кромешной тьме, то есть совершенно лишиться Божественного утешения и даже веры, ибо вера в Бога и в те Божественные истины, которые открыл нам Господь Иисус Христос, – есть также действие благодати Божией в нашем сердце. Тогда наше состояние будет действительно страшным – мы будем плакать и скрежетать зубами. Итак, устрашимся предупреждения Спасителя – отдадим вверенные нам таланты торгующим, приумножим их и станем рабами благими и верным.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи