Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

9 октября — память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

9 октября — память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня мы совершаем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его часто называют «апостолом любви», говоря, что он является проповедником преимущественно этой добродетели. Но я думаю, несправедливо лишать этого имени других апостолов, ибо все двенадцать апостолов Христовых, безусловно, были такими же проповедниками любви. Все они имели избыток Божественной благодати, которая преисполняет человека любовью к Богу и ближним. Это видно из самой их жизни. Апостол Иоанн Богослов в Православной Церкви особенно почитается, может быть, по той причине, что он провел долгую жизнь и пережил всех апостолов (по преданию, он умер в начале II века), и поэтому для всех христиан того времени был живым свидетелем истинности евангельской , был в особенности близок к христианам последнего времени. В древности день его преставления праздновался столь же торжественно, как и день святых апостолов Петра и Павла.
В день памяти святого апостола Иоанна на Литургии читается отрывок из Евангелия, повествующий о том, как Иоанн, когда все ученики, оставив своего Учителя, бежали, вместе с немногими женщинами-мироносицами и Божией Матерью пребывал с Ним до последнего момента и стоял у Креста Господня.
«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (ст. 25–27; 24–25).
В ближних все мы ценим преданность. Даже в разбойничьей шайке среди людей злой, безнравственной жизни ценится преданность. Это такое человеческое качество, в котором нуждаются все. И, надо сказать, оно встречается очень редко. Когда у нас самих все хорошо, то нам кажется, что мы любим наших ближних и все для них сделаем. Когда же возникают те или иные скорби, мы тотчас забываем о любви, и все в наших отношениях, так сказать, рассыпается. Мы находим множество причин отступить от того человека, которому чем-то обязаны, который многое для нас сделал, или, напротив, который в нас нуждается, показывая тем самым, что наши чувства перед испытаниями не устояли.
. Сейчас мы смотрим на Евангельские события глазами людей верующих, знающих и о конце этих событий. Когда же все это происходило, никто не знал, каков будет конец, наоборот, ожидали лишь самого мрачного и худшего. Ведь все ученики бежали. Из мужчин за Господом следовал и при Нем остался только один юноша – апостол Иоанн. И если мы скажем, что юношу все равно бы не тронули только потому, что он юноша, то вспомним эпизод, описанный евангелистом Марком: как воины схватили некого юношу, одетого в плащ по нагому телу, и он оставил плащ и бежал нагим. Значит, вполне могли арестовать и юношу. Тем удивительнее должно быть для нас бесстрашие апостола Иоанна. Он следовал за Господом, не отступая от Него ни на шаг. И даже там, где не имели возможности присутствовать жены-мироносицы, – их не могли, например, пустить во двор первосвященника, – там был апостол Иоанн. Он ничем не мог помочь Учителю, ибо такова была воля Божия. Как сказал Спаситель апостолу Петру, вздумавшему силой оружия избавить Его от ареста: «Если угодно Моему Отцу, чтобы Я выпил эту чашу, то зачем ты так делаешь? Неужели ты думаешь, что Он не мог бы защитить Меня более чем двенадцатью легионами Ангелов?» (см. Мф. 26, 52–53; Ин. 18, 11).
Следуя за Господом, апостол Иоанн проявил самое трудно осуществимое мужество, так как был совершенно беззащитен, ничем не мог помочь и лишь терпеливо шел за Господом. Апостол Петр тоже проявил мужество: выхватил меч и один с мечом бросился на целую толпу людей (однако Спаситель остановил его). Но когда от него впоследствии потребовалось не это человеческое мужество, а мужество духовное, то он проявил малодушие – трижды отрекся. Ведь одно дело – имея оружие в руках, с гневом и страстью бороться со своими врагами, и совсем другое – безоружным бороться с врагами кротостью, смирением и терпением. И последнего в тот момент не было ни у кого из учеников. Только один апостол Иоанн молча следовал за Господом, не отступая от Него по возможности ни на шаг: во двор Каиафы, к Пилату, потом на место казни вместе в Божией Матерью и женами-мироносицами, стоял у Креста (Божия Матерь и Иоанн часто изображаются стоящими у Креста). И видя эту преданность, это истинно христианское мужество, Господь и вручил Иоанну Свою Матерь – Пресвятую Деву Богородицу. Доверил ему самое драгоценное.
Кто знает, какие чувства, какая борьба были в душе апостола Иоанна? Видимо, он решился уже на все, следуя за Господом, и потому Спаситель вручил ему Свою Матерь: «Се Матерь Твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (ст. 27). Апостолу Иоанну Богослову, единственному из всех учеников, было поручено самое драгоценное и важное, как в духовном, так и в человеческом отношении: прислуживать Божией Матери, что он и делал до самой Ее кончины.
Празднуя сегодня его память, будем не только называть его «апостолом любви», но и учиться у него этой добродетели. Мы можем также поучиться у него преданности нашему Божественному Учителю в самые трудные, самые скорбные моменты нашей жизни.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи