Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

11 декабря. Неделя 25-я по Пятидесятнице (об исцелении скорченной)

11 декабря. Неделя 25-я по Пятидесятнице (об исцелении скорченной)

(Евангелие от Луки, 71 зачало, глава ХIII, стихи 10–17)

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Будто бы простые евангельские слова, простое повествование. Но упрек Господа, обращенный к лицемеру, относится ко всем нам, потому что это и наш недостаток – забота исключительно о себе и своих близких, тот же самый эгоизм и безразличие к чужим людям.

Истолковывая эти будто бы простые евангельские слова, мы словно начинаем видеть в Евангелии более глубокий смысл. В нашем толковании повествование как бы усложняется и становится более мудрым, но это не так, ибо ничто не может быть мудрее Евангелия. Простая форма еще не говорит о простоте содержания. Смысл евангельского повествования вообще и приведенных нами слов Спасителя в частности необыкновенно глубок, поскольку все, сказанное в Евангелии, жизненно, а выражено в простой форме для того, чтобы нам было понятнее. Толкователь вовсе не делает Евангелие более мудрым, – говорить так было бы почти кощунством

Священное Писание, в особенности Евангелие, нужно понимать сердцем. Нужно углубляться в чтение так, как мы углубляемся в молитву. От такого внимательного многократного чтения постепенно именно до нашего сердца доходят те истины, которые кажутся нам простыми и даже примитивными. Какими безыскусными были слова Господа «Ты отвязываешь скотину и ведешь ее поить, а эту женщину, связанную сатаной, не жалеешь». Но сколько в них мудрости! И как они приложимы к каждому из нас! Не раз мы пробегали их глазами и не замечали этого. Мы не задумывались над тем, что действительно о самих себе и о своих близких мы заботимся даже в мелочах, прилагаем все свое старание к тому, чтобы наши родные всегда были сыты и здоровы. Также и о животных своих печемся, а вот к участи людей, которые не входят в нашу семью, мы совершенно безразличны: нам все равно, что с ними происходит, мы не пытаемся оказать им какую-то помощь.

Но если человек читает Священное Писание внимательно и искренне, то время от времени различные слова, уже много раз им прочитанные, западают ему в сердце. Это значит, что в тот момент человека касается благодать Божия и вразумляет его через те или иные евангельские поучения.

Преподобный Великий, будучи человеком верующим и воспитанным в христианстве, всегда имел возможность во время богослужения слышать Евангелие. Читать его он не мог, так как сам был неграмотным. Наверное, не раз в его присутствии звучали слова Спасителя: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Однако же наступил такой момент, когда , однажды войдя в и услышав эти слова об отречении от мира, призывающие его оставить все и следовать за Господом, не мог больше медлить – так они вдруг на него подействовали. Раздав все свое имущество, он определил сестру, вместе с которой они оставались сиротами, в женский и ушел в пустыню. Слова эти только теперь коснулись его сердца, хотя и раньше он слышал их многократно.

Случается нечто подобное и с нами. Может быть, слова Евангелия не до такой степени действуют на нас, как на Антония Великого, но так бывает, когда перед нами вдруг раскрываются какие-нибудь простые евангельские слова, например: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Сколько раз мы их до этого слышали, но поняли только сейчас: мы должны любить ближнего точно так, как самих себя, потому что он ничем от нас не отличается, такой же, как и мы. И такое чтение Евангелия будет правильным. Для каждого из нас это могут быть разные слова, потому что Господь вразумляет нас теми средствами, которые подходят именно нам в данное время. А толкователи – отцы или проповедники в храме – пытаются это живое ощущение евангельских слов донести до всякого человека, возвести людей до созерцания, которое необходимо при чтении Священного Писания. Священное Писание нужно воспринимать сердцем, нужно читать его не как обыкновенную книгу, а как молитву, не размышляя и не рассуждая, ибо человеческий разум здесь бессилен. Углубившись в чтение, как в молитву, и отвергнув все посторонние мысли, необходимо воспринимать написанное, так сказать, созерцательно. Тогда, хотя у нас и не получится, подобно Иоанну Златоусту, объяснить те или иные евангельские слова, но зато эти слова, простые с виду, без всяких комментариев дойдут до нашего сердца. Это и будет означать, что мы понимаем Евангелие, что оно действует на нас, являясь жизненной необходимостью и руководителем в духовной жизни.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи