Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

14 января – Обрезание Господне

14 января – Обрезание Господне

(Евангелие от Луки, 6 зачало, глава II, стихи 20–21, 40–52)

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на . Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Из сегодняшнего евангельского повествования можно сделать вывод, что воплощение Сына Божия было истинным, потому что Он терпел то, что терпели все люди. Он испытывал необходимость в отдыхе и пище. Испытывал ощущения, свойственные людям, например: холод, жар, утомление. Это страдания в широком смысле. Но Он терпел страдания и в узком смысле слова, и душевные, и телесные, когда был гоним, оклеветан, когда Его оплевывали унижали, наконец унизительным, страшным, мучительным образом казнили через распятие на кресте. Все эти страдания были свойственны Господу Иисусу Христу по человеческой плоти. Но как Бог Он, конечно же, пребывал бесстрастным, и Божество Его не претерпело никакого изменения.

Однако в естественном телесном образе жизни Господа Иисуса Христа не все было так, как у нас. Господь Иисус Христос был существом безгрешным и только принял вид «раба», как говорит апостол Павел. На самом же деле Он был свободен от тех последствий грехопадения, которые свойственны всем людям, живущим на земле.

Далее Евангелие так говорит о младенчестве Господа нашего Иисуса Христа: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Исполнялся премудрости Он, конечно, как человек. Умственные способности человека проявляются через его телесные органы. Например, способность размышлять обнаруживается тогда, когда до определенного состояния развивается мозг, а также дар речи. Когда говорится, что Господь Иисус Христос исполнялся премудрости, имеется в виду, что в Нем развивалась человеческая , из младенчества Он переходил в отроческий , и благодаря этому постепенно обнаруживалась и Божеская безграничная премудрость. Ибо у Младенца, не обладающего даром речи, премудрость никак обнаружиться не может. «И благодать Божия была на Нем». Здесь также говорится не о том, что Он по человечеству нуждался в благодати как в чем-то постороннем, приходящем от Бога. Имеется в виду, что благодать на Нем была видна людям.

«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его»). Из этого недоразумения, о котором повествует Евангелие, ясно, что Господь Иисус Христос был такой же человек, как все. Как отрок, Он заблудился. Исполненный всяческого благоразумия, Он счел неуместным разыскивать Своих родителей и вернулся в . Представьте, что кто-то из нас потерял в толпе в незнакомом городе своих друзей. Что бы он сделал? Остался бы на том месте, где с ними разлучился, и это, действительно, самое благоразумное решение. Родители же Отрока Иисуса (не потому, что они были грешники, а по человеческой ограниченности) ошиблись и не поняли этого и стали искать Его среди своих родственников. Описанный случай вновь говорит о человеческом естестве Господа Иисуса Христа. Он не захотел проявлять до времени Свои сверхъестественные способности и во всем покорялся обычным законам человеческого общежития.

«Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».

Господь Иисус Христос вступил в беседу со старцами-книжниками и здесь проявил Свою премудрость. Его Божеская премудрость через человеческую речь, при помощи обычного человеческого общения явилась пред всеми. В таком возрасте, в особенности в то время, едва ли мог отрок обладать какими-то знаниями, приобретенными через образование. Господь Иисус Христос обучался разве что у Своих родителей, может быть, читал Священное Писание вместе с Матерью, Богородицей Девой Марией. Но специально, как это делали евреи того времени, желавшие получить образование, ни в каких школах, ни у каких учителей не обучался. Тем более удивительна была Его мудрость, этот разум, которому удивлялись слушавшие Его.

Итак, Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Две природы, Божеская и человеческая, каждая из которых обладала всеми своими свойствами, в одной Ипостаси Господа Иисуса Христа, Сына и Слова Божия.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи