Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

19 января – Крещение

19 января – Крещение

Крещения Господа нашего Иисуса Христа – один из великих и самых древних христианских праздников. Крещения Господня также называется Богоявлением, потому что во время крещения Бог явил Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, а именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. Издревле также называется этот день Просвещением или праздником Светов, потому что Бог есть свет и явился «просветить во тьме и сени смертной сидящих». Накануне праздника, в Крещенский сочельник, установлен строгий . В день Крещенского сочельника и в самый день праздника в храмах совершается Великое водоосвящение. Великим оно называется потому, что, в отличие от обычного освящения, над водою читаются особые молитвы о благословении Божьем, о придании ей Святым Духом силы очищения и исцеления. При этом в воду троекратно погружается крест, подобно троекратному погружению Христа в воды Иордана. Известно свойство освященной в это день воды не портиться в течение длительного времени и сохраняться свежей в течение целого года и более. К Богоявленской (Крещенской) воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, называют ее великой агиасмой (греч.: святыня). В день праздника ею окропляют храмы и дома, а затем в течение всего года потребляют после молитвы и натощак. Особенно же прибегают к благодатным свойствам этой воды в телесных болезнях или при душевных смущениях.

(Евангелие от Матфея, 6 зачало, глава III, стихи 13–17)

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Иордан, вероятно, представляется вам величественной, прекрасной рекой. Но на самом деле это обыкновенная, узкая и извилистая река с зеленоватой водой. В самых широких местах ее может переплыть даже неопытный пловец. Недаром Нееман Сирианин сказал такие слова, которые мы читали в навечерие Богоявления: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?» (4 Цар. 5, 12), – то есть «Неужели Иордан лучше, чем реки сирийские? Ведь реки сирийские прекраснее, чем Иордан и вообще все израильские реки». А если мы сравним с Иорданом величественные русские реки, то он и вовсе покажется нам не представляющим ничего особенного. Однако это только внешнее впечатление. Израиль тоже в то время был незначительной провинцией Римской империи, но именно в этой провинции произошло великое событие, имевшее значение для всего мира и человечества: как для людей, живших в то время, так и для нас и для многих последующих поколений.

Итак, Господь наш Иисус Христос приходит на Иордан и видит там необыкновенного пророка и подвижника – Иоанна Крестителя, одетого в одежду из верблюжьего волоса и изможденного постом до такой степени, что от слабости он качался на ветру, как тростинка. Сам Спаситель говорил про него: «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?». И этот изможденный человек, почитаемый всеми за великого святого, говорит Господу, удерживая Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Как видно из этих слов, Иоанн Креститель осознавал себя грешником и считал, что сам он так же, как и все люди, нуждается в очищении. Он не мнил себя праведником, хотя многие современники признавали его образцом святости и он был словно живая легенда. Каждый, кто видел его, испытывал стыд за свою нерадивую жизнь. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Эти слова Господа можно расширить так: «Праведность, – говорит Он, – состоит в том, чтобы и Мне смириться и креститься, подобно грешникам. Я должен исполнить весь закон, а ты должен смириться и возложить свою руку на главу Сына Божиего, ибо через это ты проявишь послушание тому Откровению, которое ты получил в пустыне, и тогда узнаешь истину Пресвятой Троицы». Иоанн Креститель, хотя и осознавал себя грешником, но, по Откровению, бывшему ему в пустыне, должен был проповедовать покаяние и крестить всякого, кто к нему обращался. В этом послушании состояло его истинное смирение. Иисус как бы напомнил ему об Откровении в пустыне, и Иоанн, по совести сознавая, что он не должен ни для кого делать исключения, дерзнул допустить Господа ко Крещению. Господь вошел в Иордан, Креститель возложил на Него руку и погрузил Его в воду.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Что значит «отверзлись небеса»? Конечно, не нужно думать, будто разверзлось физическое небо и стало видно пространство, находящееся за атмосферой, окружающей нашу планету. Слова «отверзлись небеса» означают, что духовному взору Иоанна Крестителя открылся сверхъестественный мир, явилась слава Божия в полном, откровенном виде, как она является только святым существам, – Ангелам на небесах. Мы говорим в молитве: «Отче наш, Который на небесах» не потому, что Бог пребывает только на небесах, ибо Он Вездесущ, но потому что на небесах Он являет Себя Ангелам в полной мере, а нам, грешникам, из-за наших грехов Он является только в малой степени, да и то лишь тем из нас, кто стремится к этому всей душой. Небеса «отверзлись» именно в том смысле, что отверзся духовный взор Иоанна Крестителя, и он увидел Духа Божия, Который сошел в виде голубя. Дух Святой не имеет никакого вида, как и Бог Отец, и Бог Сын по Своему Божеству, но Он принял вид кроткой, мирной птицы, для того чтобы показать, что наступило время примирения Бога и людей.

«И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Голубь сошел и почил на Господе, явившись, в первую очередь, для Иоанна Крестителя как бы указующим перстом, чтобы было понятно, что слова, раздавшиеся с неба, относятся именно к Иисусу Христу.

Вот какая великая добродетель – послушание! Иоанн Креститель исполнил волю Божию, не взирая ни на что, и через это послушание познал тайну Пресвятой Троицы, познал Бога, познал истину. К этому стремятся многие люди: ищут, ошибаются, признают свои ошибки, вновь заблуждаются… Даже самый, казалось бы, неприметный человек, не стремящийся к каким-либо знаниям, – и тот думает, что познал истину, когда, например, предается удовольствиям, в которых, как он полагает, заключается его счастье. Значит, и такой человек по-своему стремится к истине, хотя и не находит ее. Во всех вложено это стремление, однако большинство из нас не находит истины. Лучшие, а правильнее сказать, наиболее искренние, получают ответ от других людей: от таких, как Иоанн Креститель, апостолы, отцы. Предтеча же познал истину непосредственно, благодаря своему послушанию в исполнении воли Божией.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи