Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

29 января – Неделя 32-я по Пятидесятнице (о Закхее)

29 января – Неделя 32-я по Пятидесятнице (о Закхее)

(Евангелие от Луки, 94 зачало, глава XIX, стихи 1–11)

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Закхей, мечтал лишь увидеть Господа Иисуса Христа и, конечно же, считал себя недостойным общаться с Ним, он знал, что окружавшая Спасителя толпа относится к нему презрительно, и даже не пытался просить: «Пропустите меня вперед», потому что понимал, что люди нарочно этого не сделают. Он залез на дерево только ради того, чтобы увидеть Спасителя, больше он ни на что не надеялся. Но неожиданно этот человек сподобился того, что Господь вошел к нему в дом. Вошел к тому человеку, которого все презрели и отвергали, – не к тем людям, которые были почитаемы в израильском обществе, в обществе жителей Иерихона как праведники, но к тому, кто считался едва ли не предателем своей родины.

«И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку» Господь взирает не на лица, не на положение человека в обществе, не на отношение к нему окружающих, а на его сердце. Бывает так, что сердце грешного человека ближе к Богу, чем сердце того, который мнит себя праведником, потому что в сердце этого грешника есть жизнь, а сердце человека, внешне кажущегося праведником, но на самом деле ослепленного и порабощенного гордостью, бывает будто мертвое или каменное. Такой человек внешне никак не кажется грешным, удерживается от тяжких грехов, но не потому, что он действительно праведник и любит Бога, а потому, что ему все безразлично и демоны его не искушают; потому, что он не ведет борьбы. Одержимый одной из самых страшных страстей – сердечным окаменением, – он пребывает в покое и почитает себя бесстрастным, иногда даже окружающие его люди бывают о нем такого мнения. И напротив, есть люди грешные, которые пали и остаются в этом состоянии падения, но в них есть жизнь. Такой человек может восстать, очиститься и возвыситься до необыкновенного духовного состояния, иногда такого, что даже и представить себе нельзя. Мы знаем много подобных примеров из церковной истории, и в частности пример Закхея, – человека падшего, но с живым сердцем.

«Церковь, предлагая нам это евангельское повествование как пример настоящего, жизненного покаяния, говорит: какими бы мы ни были – падшими, опустившимися, потерянными, совершившими страшные грехи (а грехи вымогательства и предательства считаются самыми страшными, отвратительными и позорными грехами), – но даже и в таком состоянии не нужно отчаиваться. Нужно только проявить ревность и преодолеть человеческие понятия о том, что хорошо и что плохо, – как бы возвыситься, подобно Закхею, влезшему на смоковницу, над теми представлениями о приличии, которые существуют в нашем обществе. Мы должны сделать это ради того, чтобы прийти к добру истинному, евангельскому, а не мнимому, человеческому. И если мы совершим такой подвиг – возвысимся над расхожими представлениями о добре и зле, тогда Господь войдет в дом нашей души и наше покаяние во время Великого поста принесет плоды. Я говорю сейчас не о том, чтобы попирать все человеческое, но чтобы следовать только Евангелию и не бояться осуждения и презрения людей за ревностную христианскую жизнь, будет ли ее выражением соблюдение постов, скромный внешний вид, многочадие (ведь сейчас люди смотрят на это как на что-то презренное), внимательное отношение к себе или молитвенная сосредоточенность. Пусть окружающие думают, что мы какие-то чудаки, мы не должны на это обращать внимания, но должны заботиться только об одном – как угодить Господу нашему Иисусу Христу и увидеть Его очами своего сердца. Если мы будем поступать так, тогда, быть может, Он захочет войти в дом нашей души и скажет: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

Похожие записи

Вернуться наверх