Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

19 февраля – Неделя о Страшном Суде

19 февраля – Неделя о Страшном Суде

(Евангелие от Матфея, 106 зачало, глава XXV, стихи 31–46)
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Все мы стараемся угодить Богу и показать, что мы Его любим. Мы стараемся приобрести любовь к Богу, справедливо считая ее наивысшей добродетелью. Но оказывается, что любовь к Богу, как правило, проявляется в любви к ближнему, о чем и говорит Спаситель в Своем поучении. Может быть, этот ближний имеет самый обыкновенный вид, является грешным человеком, однако, оказывая ему помощь, мы служим Самому Господу.
И среди людей, нуждающихся в нашей помощи, Спаситель перечисляет тех, которые в наших глазах выглядят презренными, то есть и странников, лишившихся дома, и заключенных в тюрьму, причем здесь не оговаривается, что люди эти пострадали несправедливо, возможно, это произошло по их вине, быть может, они совершили какое-то преступление. Тем не менее мы должны проявлять свою любовь по отношению и к таким людям. Когда-то это было принято на Руси. Об этом прекрасно рассказывает, например, Ф.М. Достоевский. Он говорит о том, какую любовь простые русские люди проявляли к заключенным, каторжникам (в народе их обычно называли «несчастненькими»). Этим людям, которые были, возможно, страшными преступниками, в праздники, да и в другие дни, приносили подарки, праздничную пищу и, вероятно, помогали деньгами, делясь иногда последним. Известно, например, что святитель Тихон Задонский, одевшись в одежду простого монаха, посещал тюрьмы и помогал заключенным. В старину для людей православных, истинно верующих это считалось чем-то само собой разумеющимся, и, конечно, в этом проявлялся дух истинного христианства. Люди понимали, что нельзя презирать никого.
Может быть, в ответ на это кто-то искренне скажет: «Что же мне делать, если я не имею такой любви к ближнему, если я на самом деле не чувствую и не вижу, как говорит Спаситель, в моем ближнем Господа Иисуса Христа? Для меня это действительно обыкновенный, презренный человек, даже достойный, как мне кажется, тех наказаний, бед, лишений, которые он терпит. Наверное, он заслужил и нищету, и голод, и наготу, и даже болезни или тюрьму своей ленью и грехами. Почему я должен помогать этому грешному человеку, если его ничтожество и греховность очевидны? Я не могу видеть в нем Господа Иисуса Христа, не могу послужить ему, как Господу. Если я иногда и делаю ему добро, то через силу, как бы нехотя, испытывая к нему презрение».
Что же нам делать, если мы действительно хотим исполнить спасительный совет Спасителя, открывшего нам, что ждет нас в случае, если будем вести себя неправедно? Мы должны понуждать себя делать добро человеку, который, может быть, с житейской точки зрения «достоин» всякого презрения и уничижения, наперекор тому, что говорит нам наше окаменевшее злое сердце. Мы должны заставлять себя даже в мелочах относиться к человеку по-доброму: по-доброму смотреть, по-доброму улыбаться, по-доброму жестикулировать. Нам надо понудить себя, как говорит в ином месте Спаситель, подать человеку хотя бы «чашу холодной воды», и тогда награда наша тоже не отнимется. Мы должны изгонять из своего сердца те чувства презрения, негодования или злобы, которые чаще всего живут в нашем сердце даже по отношению к людям, которые являются действительно нашими близкими, которые сделали нам, быть может, немало доброго.
Мы не верим в Страшный Суд как должно, не понимаем, что когда-то и мы предстанем пред Господом: или среди овец (и тогда, конечно, будем благодарить Бога и славить Его), или среди козлищ, по левую сторону, то есть среди осужденных Богом, и тогда будем плакать и скрежетать зубами от бесплодного раскаяния. Если бы мы живо представляли себе это и сознавали, что это будет обязательно, если бы в нашей душе жил этот страх (для чего Святая Церковь и напоминает нам сегодня о дне Страшного Суда), тогда мы усердно трудились бы, то есть заставляли и душу свою, и сердце (хотя это и кажется странным) против воли чувствовать то, что положено чувствовать истинному христианину.

Похожие записи

Вернуться наверх