Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

1 апреля — Суббота пятая Великого поста («суббота акафиста»)

1 апреля — Суббота пятая Великого поста («суббота акафиста»)

Служба этой субботы носит название «похвалы Пресвятыя Богородицы», потому что в этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов, всесильным Ее заступлением. Это богослужение называется не только похвалою, но и стоянием, потому что первоначально верующие воспевали хвалебную песнь Богородице стоя, в продолжение ночи. Отчего хвалебное пение в честь Одигитрии, доселе совершаемое Церковью, называется акафистом. Само это название, которое можно буквально перевести как «неседален», говорит об особой торжественности и важности такого молитвенного обращения. Святая Церковь ввела во всеобщее употребление благодарственное пение Богородице, совершаемое в субботу на 5-ой неделе Великого поста, так как первое избавление Царьграда было около этого времени. С благодарением за бывшее избавление от врагов, Церковь соединяет моление ко Пресвятой Богородице об освобождении и нас от всяких бед, взирая на Матерь Божию, как Заступницу и Ходатаицу, чьим содействием православные побеждают всех врагов, видимых и невидимых.
(Евангелие от Марка, зачало 35, глава VIII, стихи 27-31)
И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Сегодняшний называется Похвала Божией Матери, или Суббота Акафиста. в этот день повествует о том, как некая женщина, слушая проповедь Господа нашего Иисуса Христа, от избытка чувств воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27), восхвалив тем самым Божию Матерь. И сама Пресвятая Дева, исполненная Духом Святым, еще прежде Рождества Христова пророчески воскликнула: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Мы видим, что слова эти сбываются, несмотря на противление всевозможных еретиков, в разные времена хульно учивших о Пресвятой Деве. И Несторий, и иконоборцы, и нынешние протестанты, и бесчисленные сектанты оказываются посрамленными, поскольку сама жизнь, древнейших времен и наших дней учат нас тому, как славна Божия Матерь. Она имеет великое дерзновение перед Богом не только молиться о том или ином человеке, искренне к Ней прибегающем, но и помогать целым народам и государствам.
Вот примеры тому из новейшей истории. Сила заступничества Божией Матери за нашу страну в Великой Отечественной войне по молитвам перед Казанским Ее образом была необыкновенной. А в XIX веке во время Крымской войны после молитв народа перед Касперовской чудотворной иконой Божией Матери, находящейся в Одессе, Пресвятая Богородица спасла этот, беззащитный тогда, город от неминуемой гибели. Во время той же войны наши российские полководцы, уже зараженные духом атеизма и вольнодумством, не захотели внести чудотворную икону Божией Матери в осажденный Севастополь. Только после долгих, унизительных переговоров святителя Иннокентия Херсонского с командующим лишь на одном бастионе было разрешено отслужить молебен перед Ее образом. Севастополь был позорно сдан, и только этот бастион не был взят врагами.
Почитая Пресвятую Деву, мы должны наше почитание и благоговение перед Ней соединять с очищением совести, угождением Пречистой Богородице. Не только будем чтить Ее на словах в своих, может быть, искренних молитвах, но и задумаемся о наших делах: одобрит их или будет порицать нас за них Божия Матерь. Когда женщина из народа, восхищенная необыкновенной проповедью Спасителя, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» — Господь сказал ей в ответ: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27–28). Итак, необходимо принимать слово Божие и не только хранить его в уме, но и соблюдать в делах, во всей своей жизни. Вот тогда мы будем блаженны, поскольку станем почитать Пресвятую Деву истинно, справедливо, богоугодно — так, что это будет Ей приятно, то есть будет принято Ею. Если же мы чтим Ее иначе — одним умом, без дел, — то благочестие наше суетно и напрасно. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи