Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

2 апреля – Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской

2 апреля – Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской

Церковная этой недели посвящена воспоминанию и прославлению подвигов святой преподобной матери нашей Марии Египетской. В жизни ее Святая Церковь обращает внимание на две противоположности: на глубину ее греховного падения и на высоту благодатного восстания. Двенадцати лет она ушла из родительского дома в Александрию и, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, увлеклась порочною жизнью. Через 17 лет такой жизни Мария сознала свое падение, когда, будучи в Иерусалиме, не смогла войти в , удерживаемая невидимой силой. Принесши Господу глубокое покаяние, она из Иерусалима удалилась в пустыню иорданскую и там 48 лет подвизалась в полном уединении, посте, молитве и слезах. Назидая верующих ее примером и ободряя духовно труждающихся, Церковь указывает, что истинное покаяние изглаждает самые тяжкие грехи, и может возвести кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства.
(Евангелие от Марка, 47 зачало, глава X, стихи 32–45)
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Евангелие от Луки, 33 зачало, глава VII, стихи 36–50)
Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Бывает, мы как будто бы заботимся о своей праведности, но с холодностью, без любви и без покаяния, считая, что мы все делаем правильно, что мы своей жизнью уже заслужили приблизиться к Господу. На самом деле мы, хотя и получаем некоторое прощение грехов, но малое, ограниченное. И каждый раз, исповедуясь, каясь, может быть, искренне, однако без должной ревности, мы действительно получаем какое-то облегчение, но потом вновь и вновь возвращаемся к прежним грехам, что свидетельствует о том, что полного очищения от страстей мы не обрели. Преподобная же Мария Египетская, которая с тринадцати лет вела порочный образ жизни, безудержно предавалась разврату и находила в этом смысл жизни, считая, что наслаждение блудом оправдывает жизнь человека на земле, – эта женщина в тридцать лет после бывшего ей чудесного знамения решила перемениться. Она удалилась в пустыню и на протяжении сорока (!) лет несла нечеловеческие подвиги. Трудно себе представить, что человек вообще может такое вытерпеть, тем более женщина. Этой своей многой любовью она действительно приобрела то прощение грехов, о котором сказал Спаситель: «Кто много возлюбил, тому прощается много». И преподобная Мария не удовольствовалась (как бывает со всеми нами) тем, что получила отпущение грехов после исповеди, и тем, что ее греховные дела перестали вменяться ей в вину. Вслед за этим покаянием в храме и причащением она удалилась в пустыню и стала заботиться уже не о том лишь, чтобы ей простились ее дела, но чтобы избавилась от действия страстей, живущих в каждом грешнике, и сама ее душа, ее внутренний человек. Ибо одно дело – поступки, а другое дело – привычка к греховным поступкам, которая вырабатывается у человека на протяжении его нерадивой, греховной жизни.
То, что сделала в один миг, получив за несколько минут полное очищение, эта неизвестная нам по имени кающаяся блудница, описанная в Евангелии, преподобная Мария совершала в течение многих лет. Своим примером она показала всем нам, что, каким бы падшим человек ни был, ничто не препятствует ему очиститься. Представьте себе: Мария Египетская с тринадцати лет предавалась необузданному разврату. Конечно же, для нее это стало чем-то естественным. Но она показала, что совершенно ничто не мешает человеку очиститься. Мы часто оправдываем себя, говоря: «Вот, например, преподобный Сергий Радонежский – это был избранник Божий, а мы обыкновенные люди». Так же мы можем сказать о преподобном Серафиме Саровском или любом другом угоднике Божием. Хочется нам так отозваться и о Марии Египетской. Но если мы имеем сколько-нибудь здравого смысла, то должны увидеть в ее жизни совершенно иное. Какая же это избранница Божия, если она с тринадцати лет предавалась такому страшному, безудержному блуду? Неужели мы сейчас, встретив подобную девицу или женщину, назвали бы ее избранницей Божией? Если мы люди порядочные, то, пожалуй, избегали бы и общения с ней, как и фарисей Симон. И вот это совершенно развращенное существо вдруг меняется. Мы же начинаем оправдывать себя и заявляем: «Она была избранницей Божией» – уже, как говорится, задним числом. Но так ли на нее смотрели ее современники – те люди, которые с ней общались? Когда преподобная Мария, желая попасть из Александрии в Иерусалим на поклонение Кресту Господню, спросила у одного христианина, как это сделать, он сказал ей, что нужно сесть на корабль, и полюбопытствовал, есть ли у нее деньги, чтобы оплатить путешествие. Она ответила: «А зачем мне деньги? Я буду расплачиваться своим телом». После этих слов он в ужасе от нее отпрянул. Вот как воспринимали Марию люди, с ней общавшиеся, они отнюдь не видели в ней избранницу Божию.
Преподобная Мария Египетская является для нас вечным, прекрасным, светлым примером того, что из самого падшего состояния можно взойти на вершину добродетели. Пусть мы и не достигнем этой вершины, но, по крайней мере, избавимся от уныния, отчаяния, нерадения и лукавства, которые мешают нам стать добрыми христианами – пусть не великими подвижниками, но людьми, поистине стремящимися всеми силами своей души к тому, чтобы Евангелие было не книгой для чтения, а руководством к жизни.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи