Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

10 мая – Преполовение Пятидесятницы

10 мая – Преполовение Пятидесятницы

Но в половине уже праздника вошел Иисус в и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.

Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». И так, мы можем в самих себе отыскать критерий, позволяющий нам отличать истину от лжи, от того, что в просторечии называется «отсебятиной». Неважно, красива ли эта ложь, остроумна ли – важно, что она исходит не от Бога. Человек, который хочет творить волю Божию, как раз и стремится любым способом познать, в чем она состоит. И такой христианин действительно получает дар рассуждения и различения предметов духовных. Он начинает их видеть такими, каковы они есть на самом деле, а не какими они кажутся нам. Иногда нам что-то нравится или кажется убедительным потому, что льстит нашим страстям, и мы выбираем то, что нам приятно, что оправдывает нас и защищает от необходимости каяться, позволяет нам оставаться такими, какие мы есть. Поэтому Господь и сказал, что о Его учении – истинное оно или придуманное человеком – может узнать именно стремящийся исполнять волю Божию. А тот, кто хочет творить свою греховную волю и удовлетворять свои желания, конечно же, выберет то, что его оправдывает.

«Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем». Действительно, люди, желающие прославиться, стараются сказать нечто оригинальное, особенное, интересное, иногда даже заведомо нелепое – лишь бы привлечь к себе внимание. Наш век наполнен лжеучениями, составленными людьми только ради того, чтобы прославить именно себя, и такие учения создавали многие философы, основатели сект, политические деятели.

«Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?». Конечно, можно предположить, что говорившие это лукавили, но, скорее всего, народ на самом деле изумился, потому что не знал, что в высших слоях иудейского общества действительно родилось намерение убить Господа и уже созрел заговор об этом.

«Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов. – иг. А.)». Действительно, впервые обрезание было заповедано Аврааму, как я думаю, отчасти для того, чтобы выделить Авраама и его потомков из среды всех прочих людей, дать такой обряд, который заставил бы иудеев держаться особняком. Многие из народов, окружавших евреев, гнушались обрезанием, соответственно и потомки Авраама гнушались теми людьми, которые этот обряд не исполняли. Эта внешняя временная мера была необходима, чтобы общество истинно верующих не смешалось с людьми заблуждающимися.

«И в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?». Итак, из этих слов Спасителя: «Я всего человека исцелил в субботу» – можно сделать вывод, что обряд обрезания был необходим более всего для того, чтобы обезопасить человека от различных болезней, то есть имел цель скорее гигиеническую, чем какую-либо мистическую.

«Не судите по наружности, но судите судом праведным». Мы видим по себе, что в действительности и о поведении человека, и даже его уме мы судим по наружности, по тому, какое этот человек производит на нас впечатление. Скажем, тот, кто нас обличает, нам неприятен, и укоряющий нас вызывает у нас негодование и чувство вражды. Тот же, кто нам льстит и угождает нашим страстям, кажется нам человеком добрым и любвеобильным. Поэтому нужно судить не по наружности, но «судом праведным», то есть беспристрастным. Что полезно – в том и выражается любовь, а что вредно, пусть оно утешает, ласкает и оправдывает нас, – то, конечно же, происходит не от любви, а от безразличия, может быть, даже и от враждебных чувств.

«Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?». Оказалось, что некоторые из иерусалимлян – жителей столицы, – которые были близки к высшему слою общества, уже знали о намерении убить Спасителя. Так обычно и бывает, что в столице всегда знают больше, чем в провинции. У высших сановников есть родственники, у тех в свою очередь также есть родные и знакомые – так постепенно распространяются слухи. Поэтому именно среди иерусалимлян, а не среди всех иудеев, слухи уже распространились.

«Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?». Отсюда видно отношение иудеев к истине. Их не столько волновало, действительно ли перед ними Христос, сколько то, как к Этому Человеку относятся их начальники, то есть «князи», как сказано об этом по-славянски: «Еда како разумеша князи, яко Сей есть Христос». Эти иерусалимляне преследовали цель сохранить повиновение своим начальникам, угодить им, чтобы те остались довольны. Иудеи отнюдь не стремились узнать истину, которая была им безразлична или, по крайней мере, не имела первостепенного значения.

«Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он». Люди, говорившие это, считали себя образованными, умными и, поскольку жили в столице, еще и сведущими. Им казалось, что они знают, откуда происходит Иисус, – из Назарета, а «Христос неизвестно откуда будет». Но ведь на самом деле Христос родился в Вифлееме, и словами «А Христос неизвестно откуда будет» они обнаружили свое неведение и невольно показали: пророчество о том, что не будет известно, откуда Христос, в действительности сбылось на Иисусе. Более того, иудеи думали, что Спаситель лишь человек, происходящий из того или иного города, а Он пришел с небес как Сын Божий и Бог.

«Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете» Этими словами Спаситель упрекает иудеев: «На самом деле вы лицемерите, потому что ваша совесть вам подсказывает, что Я есть истинный Мессия, Христос, Тот Самый Спаситель, Которого вы должны были бы принять, потому что именно обо Мне говорили пророки и вам следовало бы Меня ждать».

«Я пришел не Сам от Себя», то есть не как человек проповедующий свое собственное учение и желающий приобрести себе сторонников. «Но истинен Пославший Меня», – конечно же, иудеи поняли, как понятно и нам, что Господь Иисус Христос говорит здесь о Боге Отце. Иудеи с изумлением говорили про Спасителя: «Как Он знает Писания, не учившись?». Раз они определили, что Спаситель сведущ в Писании, значит, знали его и сами. Господь же им сказал: «Истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете». Выходит, можно быть человеком, прекрасно знающим Священное Писание, и в то же самое время не ведать Бога; быть человеком, так сказать, теоретически благочестивым, называть себя верующим и выглядеть таковым в глазах других людей, а в действительности оказаться весьма далеким от Бога. И если мы не попытаемся соединить эти два знания: книжное (конечно же, я имею в виду духовную, а не какую-то научную литературу) и опытное знание Бога, то это обличение, сказанное Спасителем, будет относиться и к нам. Мы не получим никакой пользы даже от самого глубокого и тонкого рассуждения о Священном Писании, или о творениях святых отцов, или вообще о Церковном Предании, если не будем иметь знания опытного, если хоть в какой-то мере своим духом не познаем Бога и не прикоснемся к Нему, насколько это возможно для нас, людей грешных и живущих в суете. Так или иначе, каждый из нас обязан иметь это опытное знание, ибо в противном случае Священное Писание ничего нам не даст.

Похожие записи

Вернуться наверх