Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

25 мая – Вознесение Господне

25 мая – Вознесение Господне

Вознесения является важнейшим и великим и относится к разряду праздников, несомненно установленных апостолами. Он празднуется в сороковой день по Пасхе. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события вознесения Господа нашего Иисуса Христа во плоти на небо.

В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос взошел со своими учениками на гору Елеонскую. Благословляя апостолов, Господь «отступи от них, и возношашеся на небо». Они благоговейно поклонились Ему, и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако не скрыло Его от их взоров. Славно было видимое вознесение Спасителя на небо, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его ко Отцу Своему, в Вечное Божественное царство. Возносившегося Господа с трубным гласом встречали и сопровождали ангелы. Сам Бог Отец с любовью принял к Себе Сына Своего, Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя. Отныне для всех нас открыт вход на небо, куда Предтечею за нас вошел Иисус, и куда по Его небошественной стезе восходят все истинные Его последователи.

Богослужение этого дня проникнуто высоким чувством радости, ибо по слову св. Иоанна Златоустого «ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцем Своим род человеческий; мы, которые, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самим естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах».

(Евангелие от Луки, 114 зачало, глава XXIV, стихи 36–53)

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари», то есть всему сотворенному. Это означает, конечно, не то, что Евангелие нужно проповедовать неодушевленному творению или одушевленному, но неразумному, например животным, а то, что всякое разумное существо, вне зависимости от своего происхождения и, может быть, даже самых тяжких грехов, достойно того, чтобы услышать евангельскую проповедь. Возможно, здесь подразумевается и то, что евангельское отношение к миру, не только к людям, но и ко всему сотворенному, должно освящать всю жизнь человека. Имеется в виду не буквальная проповедь, а правильный христианский подход даже к тому, что, казалось бы, не имеет ничего общего с внутренней жизнью человека – ко всему земному. Однако это не так: если человек истинно следует Евангелию внутренне, то это не может не отражаться и на его деятельности.

«Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Сначала нужно научить все народы, а потом уже крестить их, то есть во имя Пресвятой Троицы просветить их Таинством Святого Крещения. Как для жизни временной нужно родиться от отца и матери, так и для жизни вечной нужно родиться духовно в Таинстве Крещения. Но рождение – это еще не венец, не завершение. За рождением следует вся жизнь человека. Эту новую христианскую, духовную жизнь нужно вести согласно Евангелию, поэтому Спаситель и говорит: «Уча их соблюдать все, что Я заповедал вам».

Кто знает, что более таинственно и неизъяснимо для человеческого понимания: бессеменное ли зачатие и Рождество, или Вознесение Господа Иисуса Христа телом Своим на небеса. Тем не менее Вознесение – это событие очевидное, в самом точном смысле слова, потому что его видели Его ученики.

Вот как далее говорит об этом Евангелие: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Спаситель начал подниматься вверх от Елеонской горы. Пораженные и потрясенные, ученики некоторое время взирали на это необыкновенное шествие Господа ввысь. Видимо, когда Он уже был достаточно высоко, Его скрыло облако, но они были настолько потрясены произошедшим, что еще долго смотрели на небо, будучи не в силах прийти в себя.

«Когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи галилейские! чтó стоите и смотрите на небо? Сей Господь Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видите Его восходящим на небо». Ангелы предсказывают о Втором пришествии Христовом. Лишь после слов Ангелов апостолы пришли в себя и возвратились в Иерусалим.

Из любви к Господу Иисусу Христу, дарованной нам Духом Святым, мы пишем и созерцаем Господа на иконах, изображая разные события из евангельской истории, сам Его лик, чудеса, Им сотворенные. Может быть, не так явно, но подобное же чувство проявляется и во всех вообще церковных обрядах, и в символике богослужения, и в храмовой архитектуре. Все перечисленное так или иначе напоминает нам о Христе, приводит к воспоминанию о Нем. Например, некоторые части священнических риз, в которых совершается богослужение, символизируют одежду Спасителя: фелонь священника символизирует багряницу, в которую одели Спасителя для поругания, а поручи – узы на Его руках. Сам престол в храме также таинственно изображает собой связанного и распятого Христа.

Таким образом, Господь, действительно, пребывает с нами «до скончания века», и если мы отчасти стяжали Его в своем сердце и поистине чувствуем, что Он с нами, то мы желаем все больше и больше напоминать себе о Его присутствии, хотим, чтобы всякая вещь вновь и вновь возвращала нас к созерцанию Господа Иисуса Христа. Некоторые подвижники благочестия даже не желали видеть дневного света, потому что это мешало им созерцать «свет невечерний», то есть мешало духовно, сверхъестественно общаться с Господом Иисусом Христом. Один подвижник некоторое время присматривал за деревьями, которые росли возле его келии, и, выходя из нее, он так надвигал куколь на глаза, что видел только землю. Когда его спрашивали, зачем он это делает, он говорил: «А зачем мне видеть этот свет, в котором для меня нет никакой пользы?»

Варсонуфий Великий (из его ответов на вопросы обращавшихся к нему составилась знаменитая, очень полезная книга «Вопросы и ответы») пребывал в затворе ради имени Иисуса многие десятки лет. Об этом рассказывает его сподвижник Иоанн Пророк. Мы не знаем, какие благодатные состояния испытывал преподобный Варсонуфий, поскольку великие подвижники не описывают свои переживания, но ясно, что его преуспеянием, его утешением был Иисус. Известно, что когда один архиерей со своими помощниками, может быть, со священниками захотел пообщаться с преподобным Варсонуфием и, проявив неразумное дерзновение, пытался сломать стену его келии, то из стены вышел огонь и едва не попалил их. Вот как богоугодно единение человека с Господом Иисусом Христом!

Не нужно, однако, думать, что это возможно только в затворе. Святитель Игнатий (Брянчанинов), объясняя нам молитвенные действия, которые бывают при занятии Иисусовой молитвой, рассказывает о блаженном Андрее Константинопольском, Христа ради юродивом, в котором была столь великая благодать, что молитва Иисусова как бы вырывалась из его уст с некоторым свистом. Иначе говоря, молитва переполняла блаженного до такой степени, что его внутреннее преизобильно благодатное состояние заставляло его уста произносить молитву, так что он не мог нигде и никогда успокоиться. Он произносил молитву не как мы, с понуждением, а, напротив, с желанием. Подобные люди везде и всюду искали Христа. Преисполнившись любовью к Господу Иисусу, человек начинает видеть не просто отвлеченный образ Божий, но Самого Христа в каждом человеке и служит ему, и любит его так, как заповедал нам Сам Спаситель, сказавший: «Кто делает добро малым сим, делает Мне» (см. Мф. 25, 40).

Вспомним канон преподобного Андрея Критского, в кондаке которого есть такие слова: «Да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй». Это выражение мы не должны считать только красивыми словами, изображающими догмат о вездесущии Божием. Весь канон Андрея Критского преисполнен необыкновенно сильными чувствами, даже в тех тропарях, в которых восхваляется Пресвятая Троица и которые по содержанию являются догматическими, – и там есть необыкновенно сильное покаянное чувство, весь канон пронизан глубочайшими переживаниями преподобного. Иначе, если бы канон был только «работой ума», он не производил бы на нас никакого впечатления. Преподобный Андрей ощущал Господа Иисуса Христа не только в своем сердце, в своей душе, но и во всем: он видел, что Христос наполняет все. И ощущал он это не только при чтении Евангелия, не только при служении ближним или совершении богослужения, но и всегда. Это – полнота того ощущения, о котором Спаситель говорит кратко: «И се, Я с вами до скончания века» (Мф. 28, 20). Наверное, неизмеримо большее, сильнейшее ощущение близости, вездеприсутствия Спасителя имели апостолы, и потому они смело проповедовали Христа в самых разных варварских странах. Например, апостол Матфей проповедовал диким племенам, которые почти не знали цивилизации. Апостолы чувствовали, что Христос с ними, что Христос всюду и во всем, и потому ничего не боялись и смело исполняли заповедь Спасителя «Научите все народы». Мы, конечно, не имеем такой благодати, какая была у апостолов, но мы обязаны стремиться стяжать в себе Христа, чтобы понять, что Он как Бог, как Сын Божий пребывает с нами. Тогда и мы ощутим ту любовь, пусть в малой степени (а безусловно, хотелось бы это испытать сполна), о которой говорит апостол Павел: «Для меня разрешиться (т. е. умереть. – иг. А.) – это приобретение, потому что я буду со Христом» (см. Флп. 1, 21; 23). Необыкновенная любовь к Господу призывала Его учеников к еще большей близости к Нему. Известен такой обычай святых апостолов: когда они изредка собирались вместе (изредка – потому что проповедническое служение не позволяло им делать это часто) и разделяли общую трапезу, то всегда ставили на стол и «часть Господню» – хлеб и чашу вина, которую потом разделяли между собой как некое благословение. Они и таким естественным, простым образом воспоминали свое общение с Господом Иисусом Христом.

Господь Иисус Христос, вознесшись на глазах святых апостолов на небеса, ушел не только от них, но и от всех нас, от христиан всех времен существования Церкви. Чувства, которые испытывали апостолы: с одной стороны, внутренняя близость с Господом, бывшая исполнением того обетования, что Он с ними «до скончания века», а с другой – жажда соединиться с Ним полностью и совершенно, должны присутствовать и в нас. А если этого нет, значит, в нас не действует благодать, в нас нет любви Божией и на нас в конечном счете (и это страшно!) не исполняется обетование Спасителя: «Я с вами до скончания века». Потому мы должны проявить крайнее усердие в чтении и исполнении Евангелия, в достойном, благоговейном причащении Святых Христовых Тайн и во всем, что наполняет и пронизывает христианскую жизнь, чтобы стяжать Господа Иисуса Христа в сердце своем и чтобы, подобно апостолам, приобрести жажду и любовь к Нему.

Похожие записи

Вернуться наверх