Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

28 мая – Неделя 7-я по Пасхе, святых отец 1 Вселенского Собора

28 мая – Неделя 7-я по Пасхе, святых отец 1 Вселенского Собора

Вод струями чистыми учения, Православную Церковь напоившии,
на водах покоя ныне наслаждаетеся вечно радующеся

В седьмую по Пасхе неделю Церковь вспоминает и прославляет святых и богоносных Отцов первого Вселенского собора, состоявшегося в Никее при императоре Константине Великом, в 325 году по Рождестве Христовом. В то время Церковь была волнуема одной из самых погибельных и страшных ересей – лжеучением Ария, который дерзнул отрицать Божественную природу Иисуса Христа. На первом Соборе были изложены основные догматы веры христианской, «которая заградила уста еретиков, и, как непоколебимая стена, отразила все козни их» (св. Иоанн Златоуст). Первый собор – якорь Церкви. Постановления его – слова Духа Божия, которые с благоговением сохраняются и утверждают мир Церкви.

В своих песнопениях Церковь называет сих досточудных святых Отцов вторыми после апостолов проповедниками веры, хранителями апостольских преданий, благотворителями душ наших.

(Евангелие от Иоанна, 56 зачало, глава XVII, стихи 1–17)

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так-как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить; И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира; они были Твои и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое; Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; ибо слова, которые Ты дал Мне, Я предал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал мне, потому что они Твои; и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Сегодня, в первое воскресенье после Вознесения Господня, мы совершаем святых отцов I Вселенского собора. Праздник Вознесения в наибольшей степени напоминает нам о единстве в Господе Иисусе Христе Божеского и человеческого естеств, соединенных в единую Ипостась. И поэтому святых отцов, отстаивавших на этом соборе истинность Божества Спасителя, уместно совершать после воспоминания о Вознесении. Ведь ученики Спасителя, созерцая такое небывалое и непостижимое чудо, собственными глазами видели доказательство Божественности Господа Иисуса Христа.

Апостол Павел, как вы слышали в сегодняшнем чтении Деяний Апостольских, сказал: «Я знаю, что по моем отшествии, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут некоторые, которые будут увлекать людей вслед себя» (см. Деян. 20, 29–30), то есть предсказал, что в Церкви будут происходить разногласия, и притом по вопросам первостепенным. О таких разногласиях апостол говорит: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). Но когда появляется некое новое мнение, пытающееся вытеснить или затмить истины, переданные нам святыми апостолами, тогда необходимо отстаивать эти истины даже ценой собственной жизни, что и делали отцы.

Мы не должны изумляться: «Как же так? В богооткровенной религии, основанной не каким-то простым человеком и даже не пророком, а Самим Сыном Божиим, вдруг возникают разногласия, появляются разные течения и секты? Кто же из всех этих людей, утверждающих, что именно они знают истину, прав?

Кто пытается примирить непримиримое – эту необыкновенную новизну (само слово «Евангелие» означает «благая весть», «добрая новость»), эти непостижимые для человеческого разума истины, содержащиеся в Благовестии, примирить со здравым смыслом (понятие о котором менялось в ту или иную историческую эпоху в зависимости от различных культурных и других причин), тот, умаляя новизну Благовестия, вносит новшество внутрь самого Благовестия.

Нечто подобное совершил безумный Арий, проклятый на I Вселенском соборе и Самим Господом наказанный в назидание всем. При помощи интриг, лести и коварства, притворившись раскаявшимся, хотя всем было понятно, что это плохо скрываемая ложь, еретик добился, чтобы его согласились принять в Церковное общение. Патриарх Константинопольский не имел сил противостоять такому мнимому воссоединению Ария с Церковью и только молился, чтобы этого не произошло. Когда Арий торжественно шел со своими сторонниками в , где должно было произойти его присоединение к Православию, у него вдруг заболел живот. Он вошел в отхожее место и надолго там задержался. Когда пришли узнать, почему он так долго не выходит, то нашли его мертвым. У него расселось чрево и вывалились внутренности, как это произошло и с Иудой Искариотским, о котором в Священном Писании сказано: «Излияся вся утроба его» (Деян. 1, 18). Арий был наказан унизительной и мучительной смертью.

Непосредственное отношение к I Вселенскому собору, на котором христиане восстали против лжи и победили ее, имеет сегодняшнее . Это молитва, произнесенная Спасителем по окончании Тайной вечери. В ней необыкновенно мудро и тонко раскрывается та истина, которую святые отцы отстояли на соборе.

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (ст. 1–3). Жизнь вечную человек получает не тогда, когда верит только потому, что принимает чужие слова и доверяет им, но когда он знает Единого Истинного Бога. И если человек знает Его, то, конечно, знает и посланного Им Иисуса Христа. Иначе и быть не может, ибо, как сказал Сам Спаситель, никто не может прийти к Отцу иначе, как только через Сына (см. Ин. 14, 6). Святые отцы, исповедовавшие на соборе догмат о единосущии Сына Божия Безначальному Богу Отцу, как раз и знали Истинного Бога и потому не могли отречься от своего знания ради сохранения в Церкви какой-то видимости мира. А именно этого требовал от христиан равноапостольный царь Константин, вначале не разобравшийся в сущности событий. Он хотел церковного мира, не понимая, что если бы истина примирилась с ложью, то она перестала бы являться истиной, в мире прекратилась бы апостольская проповедь и Церковь перестала бы существовать.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи