Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

11 июня – память всех святых

11 июня – память всех святых

(Евангелие от Матфея, 38 зачало, глава X, стихи 32–33, 37–38, глава XIX, стихи 27–30)

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

В этот воскресный день мы совершаем всех святых, от века просиявших. Сегодняшнее евангельское чтение – составное: из разных мест Евангелия от Матфея подобраны стихи, словами Спасителя объясняющие, какой же подвиг совершили угодники Божии.

Когда мы читаем жития святых, мы представляем себе людей, можно сказать, идеальных, вероятно, отчасти из-за того, что эти повествования составлены определённым образом. Обыкновенные черты характеров остаются вне поля нашего зрения, они как бы сглажены. Отсюда может возникнуть неправильное мнение о святых как о людях, никогда и ни в чем не согрешавших, – а это является ересью. Святыми мы называем тех людей, которые святы по сравнению с нами, но совершенной святости на земле достичь невозможно. Мы знаем только одного человека, который никогда не согрешил даже мыслью, как говорит преподобный старец Силуан, – Пресвятую Богородицу (конечно же, Господь наш Иисус Христос также никогда не совершил греха, но об этом мы и не упоминаем, потому что Он – Богочеловек.

Апостолы всех вообще христиан называли святыми – не потому, что они все уже были святы по своей жизни, но потому, что они отделялись от общества людей погибающих, стремились к святости и освящались благодатию Христовой.

Вот что из евангельского учения предлагают нам в сегодняшний день святые отцы, чтобы показать самое главное в делании угодников Божиих. Как они достигли такого необыкновенного состояния, что мы называем их святыми? Святыми по сравнению с нами, а отнюдь не по сравнению с Богом, Который Един только поистине Свят.

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (ст. 32). Исповедовать Спасителя пред людьми, конечно, нужно прежде всего словом, но исповедание делом также необходимо. Иногда трудно одно, иногда – другое. Во времена гонений, преследований, осмеяния веры Христовой чрезвычайно трудно исповедовать Господа Иисуса Христа даже и словом. Когда же все вокруг по видимости придерживаются христианской веры или, по крайней мере, не противоречат ее истинам, тогда часто возникает полное охлаждение к исполнению евангельских заповедей. Люди как будто бы исповедуют Христа, однако же евангельских дел стыдятся. Мы знаем, что даже в церковной среде, людьми как будто бы верующими, проявление особенной ревности воспринимается как ханжество, изуверство, прелесть и так далее, и ревностного человека осуждают.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (ст. 37). Слова обычные и привычные для нас, но исполнить их на деле чрезвычайно трудно. Когда перед нами нет необходимости выбора, мы как будто бы действительно любим Бога больше, чем своих родных. Если же судьба, так сказать, нас испытывает и свою любовь к Господу нам приходится показать на деле, начинается страшная душевная борьба, в которой многие терпят поражение, – хотя очень часто это совершенно незаметно посторонним. Внешне все хорошо, мы – добрые христиане, может быть, ревностные послушники или монахи, а внутренне мы забываем о Господе и всей душой привязаны к своим родственникам.

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (ст. 38). Многие люди хотят следовать за Господом, но при этом не желают терпеть ничего неприятного. Однако, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), каким бы мудрым ни был человек, скорбей он не избежит. Ради следования за Господом мы должны быть готовы вытерпеть и страдания, то есть понести крест, наподобие того, как в древности приговоренные к смерти через распятие сами несли к месту казни свой крест (в Римской империи несение креста было частью этого страшного наказания). Если мы желаем следовать за Господом, но не хотим нести креста, иначе говоря, не готовы к страданиям, заранее не настроили себя на то, что нам придется претерпеть и тяжкие скорби, и позор, чтобы стать истинными учениками Христовыми, – то мы не сможем быть достойными Господа Иисуса Христа и не сможем исполнить Его заповеди.

Похожие записи

Вернуться наверх