Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

18 июня — Неделя всех святых, в земле Российской просиявших

18 июня — Неделя всех святых, в земле Российской просиявших

(Евангелие от Матфея 9, Гл.4, стих 18–24)

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сегодня мы совершаем всех святых, в земле Российской просиявших. Праздник этот был установлен по следующей причине. После революции, когда в России начались гонения на Церковь, было много пострадавших за Христа, мучеников Христовых. И конечно же, наши иерархи понимали, что невозможно при таком безбожном, я бы сказал, антихристовом режиме, прославлять в Церкви угодников Божиих, проливших свою кровь за Христа, поэтому было установлено празднование памяти всех святых, в земле Российской просиявших: ведомых и неведомых, подвизавшихся для спасения своей души тем или иным подвигом, мученики ли то были, преподобные, или какие-либо иные тайные подвижники. Таким образом, мы празднуем память не только тех угодников Божиих, которые уже прославлены, не только ведомых, известных нам святых, но и неведомых, неизвестных.

Что нужно понимать под святостью? Вы сами прекрасно помните и знаете слова песнопения, звучащие во время Божественной Литургии: «Един свят, Един Господь Иисус Христос…», а также слова Господа «Никтоже благ, токмо един Бог» (Мф. 19, 17; Мк. 10, 18). Значит, нет человека, которого можно было бы назвать в точном смысле слова святым или благим (в богословском смысле это синонимы), потому что совершенство является уделом Единого Бога. Человек отстоит от этого совершенства на такое огромное расстояние, что можно назвать его непреодолимой бездной. Если бы даже кто-то из людей имел почти безупречную совесть и не совершил почти никаких грехов, разве что мыслью, или если даже представить, что он не имел бы вообще никакого греха, был бы безгрешен, тем не менее, между безграничным совершенством Божественным и ограниченным совершенством человеческим – непреодолимое, бесконечное различие. Поэтому под святостью человека мы должны понимать некое относительное уподобление его Богу. Он свят по сравнению с нами, свят, потому что любит Бога и всеми силами к Нему стремится, понуждая себя к исполнению заповедей. Он свят еще и потому, что понимает свою греховность и ограниченность и оттого всегда пребывает в покаянии.

В сегодняшнем евангельском чтении вкратце, тезисно, если можно так выразиться, говорится как раз о том, в чем состоит святость или блаженство, благость человека. С этого – с заповедей, известных как заповеди блаженства, – Господь наш Иисус Христос начал Свою знаменитую Нагорную проповедь, в которой Он изложил основы христианского нравственного учения.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (ст. 3–12).

Что прежде всего обращает на себя внимание в этом учении Господа? Его необычность: Господь называет блаженными тех, кого мы всегда считаем несчастными и обездоленными. Он называет блаженными нищих, плачущих, кротких, а не, наоборот, могущественных и энергичных людей; алчущих и жаждущих праведности, а не самодовольных и пребывающих в удовольствии и покое; милостивых, а не богатых; чистых сердцем, чистых внутренне, а не внешне, по телу, или одетых в какие-то блистательные, прекрасные одежды; миротворцев, а не тех, кто умеет извлечь выгоду из коллизий, возникающих в человеческом обществе. И наконец, что самое удивительное, Господь называет блаженными «изгнанных правды ради». Но кто же из нас будет считать себя блаженным, когда его будут изгонять из дома, лишать родины, как апостолов лишили родины их соотечественники – отступившие от Христа иудеи? Кто из нас будет считать себя блаженным, когда его будут поносить, и гнать, и всячески неправедно злословить? Спаситель требует от нас и заповедует нам, чтобы мы в это время радовались и веселились.

К какому же счастью стремимся мы? Что понимаем под счастьем? К сожалению, нужно признать, что мы, хотя и называемся православными христианами и, наверное, искренно верим во Христа, тем не менее, имеем такое же представление о счастье, как и неверующие или маловерующие люди, которые нас окружают. Все мы живем одними интересами и представлениями; находясь в среде нехристианского общества, мы поневоле, незаметно для себя, впитываем всю его идеологию – не ту, которая официально проповедуется, а ту, которая является своего рода жизненной философией каждого человека. Коммунисты ли, магометане ли – все хотят жить благополучно, сыто, иметь хорошее, удобное жилище, видеть здоровыми и богатыми своих родственников, быть счастливыми в семье в том смысле, чтобы все было спокойно, чтобы сохранялось взаимное согласие, но не на почве религии, а просто из-за земной, плотской привязанности друг к другу. Конечно же, мы почитаем счастливыми, прежде всего, богатых людей. Если мы добрые, милосердные люди, то мы сочувствуем нищим и бедным, а как искренно верующие, мы, разумеется, должны сочувствовать и плачущим. Мы огорчаемся, когда нас увольняют с работы или проявляют по отношению к нам какую-либо иную несправедливость. Итак, мы видим, что представление о счастье у нас совершенно иное, чем то, о каком мы прочитали сейчас в заповедях блаженства, – можно сказать, противоположное. Мы ищем счастье, коротко сказать, в земном благополучии. А те, кого мы почитаем святыми, кому мы поклоняемся и кому должны подражать, искали счастья в духовном. То, что для нас часто является признаком счастливой жизни, для них являлось искушением и препятствием к достижению духовного блаженства. Чтобы приобрести счастье, то есть блаженство, заповеданное Господом Иисусом Христом, они отвергали то блаженство, которое иногда им как бы даром давал мир. Отвергали его потому, что оно являлось препятствием для угождения Богу, для следования за Господом Иисусом Христом. Например, богатые люди раздавали свое имение, люди крепкие и здоровые изнуряли свою телесную крепость постом и подвигами. Люди счастливые в семейной жизни расторгали семейные узы, если они препятствовали им исполнять заповеди. Они оставляли благополучное, спокойное жительство в своих домах и городах, уходили в леса или пустыни или вселялись в монастыри, где подвергали себя как бы нарочитым неудобствам. Например, некий подвижник запер себя в такой келье, где никогда, ни в каком положении нельзя было полностью выпрямиться.

Наши русские так же, как и все святые, от века просиявшие, избирали блаженство, проповедуемое Господом Иисусом Христом. Они всячески стремились приобрести блаженство Божественное, и для этого лишали себя счастья человеческого. И действительно, они были не только подвижниками, добровольно, а часто и невольно, претерпевая различные скорби, но и истинно счастливыми людьми. Обретя драгоценный жемчуг Царствия Небесного, благодать Святого Духа, действующую в их сердцах, они ради нее отвергли все призрачное, временное, земное. Отвергли его заранее, до того как его отнимет у них смерть. Также и Царство Небесное святые приобрели еще во время земной жизни, уже здесь стяжали его залог, предчувствие, предвкушение.

Примеры древних русских святых и угодников последнего времени – новомучеников российских – показывают всем нам, что мы должны всегда и всюду предпочитать земному духовное, Евангелие – общепринятым представлениям о добре и зле, о счастье и несчастье. Мы должны всегда внимать своим поступкам, мыслям, мотивам своих действий, чтобы проверять, действительно ли мы живем по Евангелию, действительно ли оно является для нас жизненным руководством или же мы, сами того не замечая, следуем человеческим, так называемым здравым, а на самом деле безумным представлениям о добре и счастье. Нам необходимо стремиться к духовному блаженству, которое нам преподал Господь Иисус Христос, и стремиться так, как нам объяснили святые отцы и, самое главное, показали примером своей жизни. Тогда мы будем чадами, достойными своих духовных предков (не телесных, а духовных!) – русских святых. Иначе мы не имеем права хвалиться и гордиться ими.

Похожие записи

Вернуться наверх