Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

25 июня — неделя 3-я по Пятидесятнице («светильник тела есть око…»)

25 июня — неделя 3-я по Пятидесятнице («светильник тела есть око…»)

(Евангелие от Матфея, 18 зачало, глава VI, стихи 22–33)
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Господь наш Иисус Христос сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Что это означает?
Господь всегда говорит, обращаясь к нашему здравому смыслу, и приводит такие доводы, которые для нас убедительны, ясны, как бы сами собой разумеются. Все мы понимаем, что глаза для человека – словно светильник для темной комнаты, ибо через зрение мы получаем большую часть знаний, которыми владеем. Иисус Христос сравнивает наш ум с оком. Действительно, чувственное зрение является для человека самым дорогим чувством, освещающим всю его жизнь, приводящим человека из тьмы к свету, из безобразности и хаоса ко всему прекрасному, к тому, что мы называем услаждающим зрение. Премудрый Екклесиаст говорит: «Не насытится око зрением». Так и для человеческой души, для духа ум есть око. Неслучайно в приведенном изречении Господа слово «око» употребляется в единственном числе: «Светильник для тела есть око». В действительности человек видит двумя глазами, но Господь говорит об оке в единственном числе, имея в виду именно ум, или дух человеческий, просвещающий душу.
Ум, говорит Господь, должен быть «прост» (на славянском языке), или «чист» (на русском). Славянский текст мне кажется более емким. «Аще убо будет око твое просто» – говорится в славянском переводе, то есть если мы будем смотреть на вещи правильно, просто, а не криво.
Свет, как мы знаем, может распространяться только по прямой. Если он проникает, например, в какой-нибудь изогнутый коридор, то не достигает его конца, и там все остается во тьме, и наоборот: в обычной комнате днем светло. Так же происходит и в нашей душе: если мы неправильно, превратно будем взирать на вещи, не так, как учит Евангелие, не так, как заложено в самом нашем естестве (потому что Евангелие учит нас не чему-то искусственному, а пробуждает в нас то доброе, что было заложено Творцом в наше естество с самого начала), то мы будем судить о вещах неправильно, а если око нашего ума будет смотреть просто, прямо, тогда и душа наша будет просвещаться. Мы будем поучаться даже при воззрении на самые простые предметы. Преподобный Григорий Синаит, перечисляя начальные видения, бывающие у человека, преуспевшего в умном делании, называет среди них «видение вещей сотворенных», то есть такое состояние человеческого ума, когда человек, взирая на сотворенные Богом существа, поучается от этого и просвещает свою душу, наслаждаясь видением благости Божией, Божией премудрости и всемогущества. Тем более будет просвещаться наше внутреннее око – ум, и вместе с ним наша душа, – если мы будем смотреть на предметы возвышенные и небесные. И более всего оно будет просвещаться, если мы воззрим умом своим на Самого Бога. На все можно смотреть как правильно, так и криво и превратно. Например, существует множество различных христианских вероисповеданий и других религий, и это доказывает, что можно молиться Богу, но думать о Нем неверно, идти к Нему ложным путем. Человек прельщенный может истово, от всей души молиться Богу, но, поскольку ум его извращен, не «прост», и он взирает на Бога неправильно, постольку душа его остается темной: благодать Божия, Божественный свет не проникает в нее, и она пребывает во власти страстей, во власти духовной тьмы.
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (ст. 31–32). Это не означает, что мы совсем не должны трудиться, потому что оставление всех попечений – удел преуспевших людей, в совершенстве исполнивших Евангелие. Такие люди были. Нам же нужно знать свою меру. Это значит, что мы должны на первое место ставить заботу о спасении души, потому что наша цель – духовное, а не материальное благо.
«Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (ст. 32–33). Нужно искать Царства Божия и правды Его, то есть справедливости и правды небесной. Правда небесная состоит не в том, чтобы получить что-то, как нам кажется, необходимое или заслуженное, а в том, чтобы умиротворить свою душу, смирить ее, исполнить заповеди. Тогда нам приложится и все остальное.
Работаем ли мы, молимся ли, отдыхаем ли, мы всегда должны искать Царствия Божьего. И не нужно думать, что если мы работаем, то отвлекаемся от того поиска Царства Божьего, которое нам заповедал Спаситель, ведь трудиться можно как ради корысти, так и ради смирения, как ради себя, так и ради ближнего, трудиться можно, забыв о Боге, а можно – постоянно помня о Нем в непрестанной молитве. Последнее в каждом из этих случаев и будет поиском Царства Божьего в каждую минуту нашей жизни. Всегда и всюду, что бы мы ни делали, будем взирать на вещи именно таким образом, то есть в каждое мгновение при любом занятии будем искать Царства Божьего и правды его, сохранять евангельскую праведность и справедливость, и тогда все земное приложится нам. Случается, что мы не получаем того, что, как нам кажется, этими словами обещает нам Господь Иисус Христос. Причин может быть две: либо мы ищем чего-то ненужного нам, лишнего, либо мы ищем не Царства Божьего и правды Его, а какой-то своей корысти, например, славы или телесного покоя.
Вот в чем состоит правильный, простой – в евангельском смысле – взгляд на все, что нас окружает. Если мы будем таким образом взирать на все, то ничто не помешает нам сделать наше душевное око светильником, который просветит нашу внутреннюю жизнь.

Похожие записи

Вернуться наверх