Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

2 июля – неделя 4-я по Пятидесятнице (об исцелении слуги сотника)

2 июля – неделя 4-я по Пятидесятнице (об исцелении слуги сотника)

(Евангелие от Матфея 25, зачало, глава VIII, стихи 5–13)
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (ст. 13). В то самое время, как Господь Иисус Христос произнес эти слова, произошло великое чудо исцеления. От нас это чудесное событие как бы сокрыто туманом, дымкой тысячелетий, отделяющих нас от него, поэтому для того, чтобы нам не просто понять умом, но и принять к сердцу его действительность, представим себе, как все происходило. Сотник как римский воин был, с одной стороны, так сказать, господином положения, а с другой, – как человек верующий, стыдился того, что является захватчиком и вызывает к себе неприязненное отношение у еврейского народа, который он почитал истинно и право верующим. Преодолевая некоторый стыд, он подходит к Великому Праведнику и Пророку, может быть, уже догадываясь, что перед ним – Мессия, Спаситель, Божий Помазанник; и просит исцелить его слугу, или по-славянски: «отрока». В то же самое время, он считает, что, как язычник, он недостоин принять такого Великого Праведника в своем доме, – и со смирением и верою просит совершить чудо на расстоянии. Окруженный толпой народа, Господь укоряет людей, почитающих себя истинно верующими, и восхваляет этого язычника – воина, который по своему происхождению и по роду занятий не мог как будто быть человеком глубоко верующим. Ведь наличие веры можно больше ожидать в людях, упражняющихся в чтении Священного Писания и молитве, чем в человеке, который сделал своей профессией убийство. Тем паче если учесть, что в то время римская армия состояла уже не только из римлян, поскольку в Римской империи не было обязательной воинской повинности для каждого гражданина, и воинское служение стало профессией. В армию нанимались люди, отличавшиеся прежде всего физической силой, иногда и сами римляне, но по большей части язычники, или варвары. И этот сотник, происходивший, может быть, из варваров, сделал своей профессией убийство, ради того чтобы жить на территории благоденствующей Римской империи и тем самым обеспечить свое благополучие, потому что воинская считалась у римлян привилегированной, и римская армия пребывала на содержании государства. Но человек этот, казалось бы, никак не склонный к благочестию, имел в себе веру большую той, которая была во всем израильском народе, – он не считал необходимым, чтобы Господь непосредственно Своей рукой прикоснулся к его умирающему слуге, но верил, что и слово, выходящее из Его уст, обладает достаточной силой, чтобы совершить великое чудо. Поэтому Господь похвалил сотника перед всеми людьми и укорил «сынов царства».
Итак, вера и душевное состояние человека зависят не от того служения, которое он несет, а от его собственного душевного расположения, от его стремления и любви к Богу. Ничто не может помешать нам стяжать такую же глубокую, твердую, ясную веру, какая была у евангельского сотника. Вспомним его слова: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (ст. 6). Захватчик и профессиональный убийца имел такую любовь к ближнему, что испытывал жалость к своему слуге в то время, когда рабство считалось само собой разумеющимся, а раб назывался одушевленной вещью. По тем временам поведение сотника было исключительным, поскольку римляне считали, что могут всецело распоряжаться своими рабами и даже лишать их жизни. Но вот сотник проявляет и смирение: «Господи! – говорит он. – Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (ст. 8).
Из любви к ближнему сотник пренебрегает своим положением, то есть превосходством над слугой, которого в то время считали ничтожным человеком, а затем показывает свое смирение по отношению к Господу, почитая себя грешным и недостойным того, чтобы столь Великий Праведник посетил его дом. Наконец он проявляет свою веру: «Но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (ст. 8).
Ничто, никакое занятие не может помешать быть истинно благочестивым и верующим или, как мы можем сказать в наше новозаветное время, истинно евангельским человеком. Поэтому не будем оправдывать себя своими занятиями, суетой и не зависящими от нас обстоятельствами. Будем стремиться делать то, что в нашей власти, чтобы обновить и очистить свою душу, – будем искать любви к ближнему, смирения и веры. И тогда мы действительно достигнем того необыкновенного состояния, которое было у евангельского сотника.

Похожие записи

Вернуться наверх