Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

(Евангелие от Луки, 2 зачало, глава I, стих 5–25)

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна’ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, кбк бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: чтό будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Церковь празднует три праздника Рождества: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Божией Матери и, конечно же, Рождество Христово. Но есть еще одно событие, которое связано с рождеством, хотя мы и не привыкли рассматривать его с этой стороны, – это Усекновения главы Иоанна Предтечи. Евангельское повествование сообщает нам о том, что Ирод приказал казнить Иоанна Крестителя, когда праздновал свой день рождения. Во время праздничного пира дочь Иродиады, жены Ирода, своим соблазнительным танцем вызвала восторг у всех присутствующих и так угодила своему отчиму, что он пообещал дать ей все что угодно. Тогда по внушению своей кровожадной и трусливой матери, которая боялась, что из-за Иоанна Крестителя Ирод изгонит ее и она лишится царства, дочь потребовала главу Предтечи. И случилось то, на что прежде Ирод не мог осмелиться, боясь народа и несколько прислушиваясь к своей совести.

Если мы сравним, как описаны евангелистами Рождество Иоанна Предтечи и рождество Ирода, то увидим громадную разницу между этими событиями. В одном случае мы видим множество чудесных явлений, восторг и радость праведных людей, надежду на пришествие в мир Мессии. В другом – разгул и полное забвение не только всего божественного, но и упреков совести. Здесь – рождение и надежда, там – смерть и печаль.

После подробного описания, содержащегося в первой главе Евангелия от Луки, мы во всем Евангелии нигде более не встречаем упоминаний о Рождестве Иоанна Предтечи. Праведные люди никогда не вспоминают свой день рождения, потому что саму свою жизнь считают даром Божиим и всеми силами стараются угодить Богу, отодвигая себя на второй план.

Иоанн Креститель проповедовал грядущего Мессию, а не себя. Ирод же, напротив, желал возвеличиться в глазах других людей и ради этого устраивал пиры и прибегал к ничтожным, отвратительным средствам. И это при том, что он сам представлял собою совершенно ничтожного и пустого человека не только в духовном и нравственном отношении, но и в земном, ведь он был всего лишь мелким царьком.

Для того чтобы возвеличить себя, Ирод показывает свою жестокость, пытаясь проявить как бы свою верность слову, смелость в принятии решений. Но над кем он желал доказать свою неограниченную власть? Над Иоанном Крестителем – человеком совершенно беззащитным, который, с точки зрения людей плотских, имел только одно достоинство – народную славу и популярность. Но Ирод, будучи пьяным, не побоялся славы великого пророка и казнил его. Он хотел показать свою тираническую власть над жизнью и смертью любого человека, в том числе и столь великого.

Сравнив Рождество Иоанна Предтечи, имя которого обозначает «благодать Божия», и день рождения Ирода, что значит «плотский», мы можем извлечь для себя простой, но важный нравственный урок. Нужно служить Богу, а не себе. Мы не должны думать, что представляем собой нечто особенно важное и нужное для людей, – и потому радоваться даже своему рождению. Мы должны оправдать свое бытие тем, что, забыв о себе, будем угождать Христу и служить Евангелию. Тогда наша жизнь действительно станет даром Божиим.

Если же мы, подобно Ироду, будем жить всем плотским и земным, то и наша жизнь, и наша смерть будут печальны. Здесь уместно вспомнить о том, как прискорбно окончил свою жизнь Ирод. Книга Деяний апостольских повествует, что «Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте» (Деян. 12, 21) и стал говорить к народу. Он пытался вызвать в народе чувство страха, показать ему свое царское достоинство и величие. И, льстя Ироду, «народ восклицал: «Это голос Бога, а не человека»» (ст. 22). Тогда внезапно «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (ст. 23). Кончина же Иоанна Предтечи была праведной, он принял мученическую смерть ради истины.

Пусть эти примеры послужат для нас уроком и научат смирению. Научат смиренно служить Богу и оставить горделивое самолюбование, которое было свойственно нечестивому царю Ироду.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи