Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

12 июля – День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля – День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учитилие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость!

Сегодня Церковь Христова прославляет двух великих апостолов, Петра и Павла. Сами имена их учат нас быть твердыми в вере (ибо Петр означает «камень», что указывает на прочность, непоколебимость) и одновременно быть смиренными (ибо Павел значит «малый» и указывает на невысокое о себе мнение). Так св. Петр и св. Павел показывают, что нам надлежит быть твердыми в христианском житии и вместе смиренными и кроткими, почитая себя менее всех.

Чему еще поучиться нам у первоверховных апостолов, которые воспеваются Церковью как «друзи Христовы», «реки премудрости» и «всего мира предстатели»? Есть ли такая добродетель, которой мы не видим в них? Бесчестия и оскорбления за проповедь они искали больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молились за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно лишь страшило их – как бы не оскорбить Бога, равно и вожделенным для них было лишь угождение Богу, любовь ко Христу. Оба апостола приняли мученическую кончину. Более других потрудившись над созиданием Церкви Христовой, сегодня они принимают от нее достойную хвалу и славу.

(Евангелие от Матфея, 67 зачало, глава XVI, стихи 13–19)

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла читается Евангелие о том, как Господь наш Иисус Христос спросил Своих учеников, за кого Его почитают люди, желая, таким образом, чтобы ученики откровенно, явно исповедовали Его Сыном Божиим. «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (ст. 13–17). Апостол Петр исповедовал Господа Иисуса Христом, Сыном Бога Живого. Для нас слово «Христос» стало привычным, и мы как нечто само собой разумеющееся, произносим: «Господь Иисус Христос» или «Иисус Христос», но в те времена это имя для всех иудеев обозначало нечто чрезвычайно важное – оно указывало на Того Человека, Помазанника, Посланника Божия, Который должен был прийти для спасения еврейского народа и всего человечества. Много было людей, которые именовали себя Христами и до, и после Господа Иисуса, и, наверное, много будет лжехристов и в последние времена.

Поэтому исповедание Иисуса – Христом, которое произнес апостол Петр, обозначало признание того, что этого Человека, этого Посланника Божия нужно слушаться совершенно беспрекословно и следовать Ему во всем с готовностью ради Него и умереть. Такая вера в Христа-Мессию сохранилась у религиозных иудеев даже и при нынешнем их отступничестве, хотя, конечно, она неправильна, как говорит апостол Павел; «свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10, 2). Но обратим свой взор на то время, когда в израильском народе еще действовала благодать Божия, еще обитал Дух Святой, когда это общество было Церковью, – тогда, конечно же, исповедание Иисуса Христом обозначало беспрекословное Ему послушание, и эта истина, действительно, была открыта апостолу Петру свыше. «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» – сказал апостол Петр, так как понимал, что Христос должен обладать всей полнотой Божественной славы и что Он не может быть просто человеком. Осознавал ли он в то время до конца смысл сказанного им или нет? Нужно думать, что осознавал, потому что Господь Иисус Христос сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Итак, эта великая истина была открыта апостолу Петру Богом Отцом, действием благодати Божией, Божественной силой, подействовавшей в душе и уме апостола, и потому истина эта не могла оставаться неполной. Апостол Петр на самом деле в тот момент вполне осознавал, что Господь Иисус есть Посланник и Помазанник Божий, истинный Сын Бога Живого, – не в переносном смысле, то есть не какой-то великий пророк, усвоивший себе особенную благодать, но в полном смысле слова Сын Бога Живого, единосущный Небесному Богу Отцу. Эти слова апостола Петра являются тем самым краеугольным камнем христианской веры православного богословия, на котором основана вся наша жизнь во Христе.

Богословы представляются нам учеными людьми, которые изучили множество книг и владеют многими сведениями, почерпнутыми из них. Однако истинное богословие, откуда, собственно, и черпают книжники свое учение, ничем не опосредовано – оно переживается сердцем и душой человека. Это то богословие, которым богословствовал апостол Петр, говоря: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». В богослужебных текстах так и говорится, что это исповедание есть истинное богословие. И всякий христианин обязан быть богословом в том смысле, в каком был им святой апостол Петр. Человек должен, если так можно выразиться, позволить Богу действовать Своей благодатью в его душе таким образом, чтобы он опытно осознал, сердцем понял, что Христос есть Сын Бога Живого, что Иисус есть Спаситель мира. Чтобы он не только знал это с чужих слов (со слов ли Священного Писания или духовных писателей), но и сам непосредственно переживал. Тогда человек станет таким богословом, богословие которого спасительно. Он не будет книжником в плохом смысле слова, а истину будет знать не только из книг, но опытно – и неважно, что человек этот, может быть, окажется неспособным изложить свою веру или защитить ее перед людьми, главное, чтобы он сам обладал живой, сердечной, истинной верой.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи