Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

28 июля – День памяти равноапостольного великого князя Владимира

28 июля – День памяти равноапостольного великого князя Владимира

Как известно, к князю Владимиру прибыли послы четырех религий: двух ветвей христианства, магометанства и иудаизма. Князь выслушал всех внимательно, рассудил обо всем, и принятое им решение не было легкомысленным шагом. Греческий монах, с которым Владимир вел беседу, привез с собой икону Страшного Суда и, комментируя изображенное на ней, а вместе с тем открывая князю истины христианства, произвел огромное впечатление на князя Владимира, совесть которого была осквернена тяжкими преступлениями. Князь пришел в страх и трепет. Итак, первым моментом, заставившим вождя русских обратиться в Православие, было покаяние.

Как человек благоразумный, князь не удовлетворился беседой с послами и отправил своих представителей в страны, где исповедовались эти религии. Его послы были на Западе, были в Казанском каганате, где господствующее значение имели две религии: в массах народа – магометанство, а среди господствующего класса – иудаизм. Но, посещая храмы этих стран, они не нашли ничего привлекательного. Когда же они прибыли в Византию и побывали на прекрасном, благолепном богослужении в храме Святой Софии, то исполнились такой сладости и умиления, что, вернувшись к князю, сказали ему: «Мы не знали, где находились, на Небе или на земле!» этот, являясь неподражаемым шедевром архитектуры, прекрасен и по сей день, хотя, тот блистательный вид, какой он имел в цветущие времена Византии, сейчас потерял.

Поэтому вторым моментом, имевшим значение в обращении русских, является любовь к прекрасному, к благолепию. Таким образом князь пришел к решению о принятии Православия.

Но и после принятия решения князю пришлось перенести некоторые испытания: за свое промедление с Крещением он был наказан Богом слепотой. По совету своей невесты, византийской царевны Анны, он крестился и прозрел очами телесными и духовными. Это чудо окончательно удостоверило его в истинности христианства, сохраняемого и проповедуемого греческой Церковью.

Кто-нибудь может возразить: да, князь принял веру сознательно, но народ был крещен насильно. Однако для трезвого понимания происшедшего нужно понимать, что отношения между государем и народом (особенно в странах, где государственность еще не была развита) походили в те времена не на отношения начальника к подчиненным, а скорее на отношения отца к детям.

Главы народов были тогда действительно вождями, руководителями. Русские люди говорили: если князь и бояре, люди неглупые, приняли христианство, значит и нам нужно. Это свидетельствует не о том, что русские – люди простые и неразумные, а о том, что князь Владимир пользовался необычайной любовью и доверием народа, что он заслужил, вероятно, заботой о своих подданных. Никакой демократии в то время не было. Все решалось так, как только и могло решаться в условиях того общественного строя. Нельзя критерии современного общественного сознания переносить на 1000 лет назад и требовать от наших предков проведения референдума или свободных выборов, поскольку такой формы выражения мнения тогда просто не существовало.

Конечно, могли быть (и действительно были) злоупотребления, когда некоторые соратники князя Владимира, принявшие христианство, но не до конца его осознавшие, употребляли насилие при обращении киевлян к новой религии. Но если бы народ в общей своей массе не принял христианства, то насильное насаждение веры отдельными людьми не помогло бы ее принятию. Плодоносность принятия Православия мы видим: русский народ стал великим народом не только в государственном, национальном, политическом, но и в религиозном отношении. Он стал великим христианским народом, породив сонмы святителей, преподобных, блаженных, а в последние десятилетия, в годы беспрецедентных гонений на православных людей в России, – сонмы новомучеников. Потому все упреки в том, что христианство в России является исторической случайностью, не имеют никакого основания, являются грубой исторической натяжкой для оправдания собственного неверия и отступления от православных традиций, сложившихся русском народе. Если мы для сравнения обратимся к истории принятия христианства Византийской империей, то увидим, что там этот путь длился три столетия – от первых гонений до того, как император Константин Великий провозгласил веротерпимость, после чего христианство стало государственной религией. Три века шла борьба в народе, пока последний не осознал христианство своей религией. Сейчас в Греции Православие стало настолько родным и естественным, что когда по настоянию Евросоюза требовали удалить из греческих паспортов графу о вероисповедании, то большинство греков через референдум отказалось от этого новшества, предпочитая сохранить старую традицию указывать в паспорте даже не национальность, а вероисповедание. Три столетия шла борьба, разрешившаяся принятием христианства через орудие Божие, каковым являлся император Константин Великий. Так же и у нас несколько десятков лет (если начать счет со времен равноапостольной Ольги) продолжалась подобная борьба, окончившаяся благодаря князю Владимиру, который провел народ по предопределенному ему историческому пути колебаний и сомнений к крещению. Путь этот был недолгим по времени, но весьма важным по значению.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи