Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

30 июля – Неделя 8-я по Пятидесятнице (о чуде умножения хлебов)

30 июля – Неделя 8-я по Пятидесятнице (о чуде умножения хлебов)

(Евангелие от Матфея, 58 зачало, глава XIV, стихи 14–22)

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Сегодняшнее Евангелие рассказывает о чуде умножения хлебов Господом нашим Иисусом Христом. Это чудо Спаситель сотворил дважды, для того чтобы было понятно, что это не случайность: Господь совершает великие дела не поневоле, но по Своему желанию и самовластно. Почему же не более, чем дважды? Вот как раз об этом мы и попытаемся сейчас подумать. Почему Господь Иисус Христос не умножает хлебы многократно, каждый раз для всех нуждающихся? Почему Он не освобождает нас совершенно от заботы о хлебе насущном – хотя и Своими поучениями, и самим этим чудом предлагает нам заботиться прежде всего о духовном?

Великое, необыкновенное чудо! Приблизительно то же самое Спаситель совершил через некоторое время еще раз. Но какой же вывод сделали люди из этого чудесного, небывалого события? Неважно, будем ли мы говорить именно о первом умножении хлебов или о втором подобном чуде – суть от этого не изменится.

Народ, вместо того чтобы ужаснуться этому чуду и прославить Господа – Сына Божия, явившегося в мир, начал искать Спасителя исключительно ради человеческой заботы о насыщении. Отсюда можно понять, почему Спаситель совершил это чудо всего лишь два раза: иначе люди сделали бы вывод не о том, что нужно беспрекословно верить Господу, что необходимо искать прежде всего духовного, не заботясь о телесном, а о том, что можно всячески пренебрегать повседневным трудом и обычными добрыми делами. Они пребывали бы рядом с Господом не ради бескорыстного служения истине, даже не ради спасения души, а только из желания насытиться.

К сожалению, этот мотив и в нашей душе действует, как правило, более сильно и откровенно, чем мотивы сугубо духовные. Мы ревностнее молимся Господу и искреннее прибегаем к Нему тогда, когда у нас есть какая-либо телесная нужда. Когда же речь идет о спасении души, об избавлении от тех или иных грехов, то мы, к сожалению, бываем к этому совершенно безразличны и наша ревность ослабевает. Болезни, нужда, бедность, какая-то непредвиденная скорбь – вот что заставляет нас усиленно молиться. А если мы испытываем нужду духовную: необходимость избавиться от своей греховности, насытить душу благодатью, – то молитва в нас едва действует и мы молимся, пожалуй, только по обязанности. Тогда упрек Спасителя «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса (не ради духовного. – иг. А.), но потому, что ели хлеб и насытились», – относится и к нам. Нам кажется, что мы любим Бога, но мы прибегаем к Нему с молитвой только ради того, чтобы получить удовлетворение своих земных потребностей, и забываем о Царствии Божием. Конечно, Господь, как Милосердный, и нас насыщает земными благами, подобно тому как насытил пять тысяч людей хлебом. Но нужно понимать, что такое расположение нашей души неправильно и несовершенно. Однако и сами ученики Спасителя, как говорит евангелист Матфей, не вполне осознавали, что произошло.

Чудо умножения хлебов было совершено именно в доказательство того, что Господь печется о нас, хотя бы Его попечение и не выражалось каким-то сверхъестественным образом. Мы имеем возможность вкушать от своих трудов, и это, как говорит древний мудрец Екклесиаст, есть дар Божий, потому что иногда человек, трудясь и вдаваясь в великую суету, не может вкусить от трудов своих (Еккл. 2, 24; 3, 13). Мы вкушаем пищу и получаем пользу от нее: эта пища превращается в нашу плоть и кровь, дает нам силы и продлевает жизнь. Это, хотя и кажется нам совершенно привычным и само собой разумеющимся, также есть великая милость Божия, постоянно совершающееся чудо, не менее великое, чем насыщение хлебами пяти тысяч человек.

Уместно здесь вспомнить заповедь Спасителя: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Мы должны были бы всегда искать Царствия Божия, в каждое мгновение нашей жизни. Даже занимаясь необходимым трудом ради своих телесных нужд и нужд наших близких, мы должны помнить о Боге, чтобы и трудясь не погрешать, не нарушать заповедей, не уклоняться от евангельского пути, начертанного нам Господом Иисусом Христом.

Святые отцы, как мне кажется, предлагают сегодня это чтение о насыщении пяти тысяч пятью хлебами для того, чтобы успокоить нас и умиротворить. Они как бы говорят нам: «Не думайте о земном, не заботьтесь о нем чрезмерно, потому что Господь ни на одно мгновение не забывает о вас».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи