Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

1 августа – День памяти прп. Серафима Саровского

1 августа – День памяти прп. Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский имел в себе Царствие Небесное уже во время своей земной жизни. Он рассказывал, что однажды его особенно впечатлили слова Евангелия о том, что у Небесного Бога Отца многие обители на Небесах. Так бывает иногда, особенно с угодниками Божиими, что знакомые слова Священного Писания вдруг производят на них необыкновенное впечатление. И вот он захотел узнать, что же это за обители. Стал молиться об этом Господу и во время молитвы был восхищен на Небеса, подобно апостолу Павлу, восхищенному до третьего неба, и созерцал неизреченные тайны Божии. Когда преподобный рассказывал об этом своем откровении и погружался в воспоминание виденного, он, как говорят очевидцы, поневоле, не владея собой, указывал рукой на свое сердце – благодать Божия ощущается прежде всего сердцем – и на некоторое время, иногда на полчаса, замолкал, как бы вновь созерцая то, что когда-то видел, будучи восхищен на Небеса. Таким образом, Царство Небесное было показано ему в откровении, когда его ум был восхищен на Небеса, но вместе с тем оно сошло и в его сердце – в сердце, казалось бы, такое же, как у нас, обыкновенное, человеческое. Мы иногда забываем, что преподобные отцы были такими же людьми, как и мы, и видим лишь то, что они достигли уже в конце жизни в результате своего подвига. Мы смотрим на них как бы через призму своего благоговения и почитания и не думаем о том, что к своему блаженному состоянию эти люди пришли через страшную, мучительную борьбу. Так, например, из некоторых воспоминаний современников известно, что преподобный Серафим Саровский на протяжении трех лет коленопреклоненно молился на камне, воздевая руки к небу и умоляя Бога: «Боже, милостив буди мне грешному». Мы смотрим на это как на нечто прекрасное: «Вот какой подвижник! Вот какой суровый подвиг он совершал!» Но мы должны вспомнить хотя бы о такой простой вещи, что стоять долго на коленях, я уже не говорю на камне, – это невероятная, нестерпимая для человека мука. Однако преподобный Серафим стоял на камне и днем, и даже ночью – на втором камне в своей келье. Камень этот так стерся, что на нем появились ложбины от его ног. Но самое главное не собственно мучительный подвиг, совершенный преподобным Серафимом, а то, что привело его к этому подвигу. По мнению некоторых составителей его жизнеописания, он подвергся страшнейшей хульной брани и не мог молиться никакой другой молитвой, кроме молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». По мнению других, он переживал в это время оставление благодати, что для людей, испытавших полноту благодати, является невыразимой и ужасной мукой, равной смерти. Из книги о преподобном Силуане Афонском мы знаем, что он, испытав обилие благодати и потом лишившись ее, всю жизнь трудился, пытаясь вернуть то, что пережил в начале подвига. Преподобный же Серафим Саровский, как нам известно, во время богослужения сподобился явления Господа Иисуса Христа и на несколько часов потерял контроль над собой: стоял как оцепеневший, меняясь в лице и не имея возможности даже объяснить свое состояние. Таково было действие неизъяснимой благодати, посетившей его при этом явлении Спасителя. Некоторые составители жития преподобного Серафима говорят, что когда эта благодать умалилась или в какой-то степени оставила его, то он испытывал невыразимую муку и молился молитвой мытаря, чтобы вернуть потерянную благодать.

Столь же непостижима и строгость поста Серафима Саровского: он питался травой и на протяжении нескольких лет ничего более не вкушал. Но нужно помнить, что подвиги совершаются по большей части для борьбы со страстями – и Серафим Саровский стал таким, каким мы его знаем, потому что был настроен по отношению к самому себе, своим грехам и немощам совершенно бескомпромиссно: никогда и ни в чем не извинял себя. Когда его спросили, чего не хватает современным подвижникам, он сказал: «Только одного – решимости». Эти слова прежде всего говорят о его внутреннем состоянии – значит, в нем решимость была. Недаром старцы назвали его в монашеском постриге именем Серафим, то есть «пламенный». Они видели в нем эту необыкновенную готовность исполнить все до конца.

«Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное». Преподобный Серафим Саровский исполнил эту заповедь и стяжал Царствие Небесное еще здесь, в земной жизни. Он имел такое дерзновение к Богу, что по его молитвам и другие люди сподоблялись откровений, в которых им приоткрывались тайны Царствия Небесного. Так, на его мирского ученика, помещика Мотовилова, по молитве преподобного Серафима сошел Святой Дух, а одна инокиня сподобилась быть свидетельницей того, как преподобному явилась Божия Матерь. Между тем он был обыкновенный человек. Это сейчас мы смотрим на него едва ли не как на земного Ангела, а ведь преподобный Серафим имел самое простое происхождение: он был купцом, торговцем, с детства привык к суете, умел выгодно торговать, о чем сам не стыдился вспоминать. В своей беседе с Мотовиловым он говорил об этом, уподобляя стяжание благодати Божией торговле.

«Мы торговали, – рассказывал преподобный, – не любым товаром, а тем, который больше приносил прибыли». Значит, святой Серафим ранее приобрел достаточный навык, даже определенный опыт в торговле. И этот торговец, казалось бы, человек совершенно чуждый всего духовного, вдруг становится земным Ангелом. Как же это произошло? Мы не понимаем того, какая громадная разница существовала между образом жизни людей купеческого сословия, из которого вышел преподобный Серафим Саровский, и образом жизни, который он избрал, – монашеским, подвижническим, отшельническим. Не способность к телесным подвигам, не что-то иное, но прежде всего решимость сделала преподобного Серафима таким, каким мы его ныне знаем.

Преподобный Серафим в особенности переживал о том и страдал от того, что христиане его времени – хотя это и к нам, конечно, относится – забыли о цели христианской жизни, о том счастье, блаженстве, которое они должны испытывать, стяжав благодать Божию и сделавшись истинными христианами. Истинного же христианина отличает не только нравственная жизнь, но и внутреннее единение с Богом, богообщение, можно сказать, – богоединение. Мы должны следовать учению преподобного Серафима Саровского и иметь решимость, подобную его решимости, бескомпромиссно стремиться к исполнению евангельских заповедей, не оправдывая себя никакими убедительными словами, мудреными или простыми. Ничто не оправдает человека, если Сам Бог не оправдает его Своей благодатью.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи