Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

14 августа – Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня

14 августа – Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня

(Евангелие от Иоанна, 60 зачало, глава XIX, стихи 6–11, 13–20, 25–28, 30–35)

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Сегодня мы вспоминаем три события, священных для всякого православного христианина. Первое – это изнесение честных Древ Животворящего Креста Господня. Обряд изнесения совершался в древней Константинопольской церкви еще до нашествия турок и даже до страшного опустошительного разорения города крестоносцами в начале XIII столетия, когда Константинополь еще был как бы вторым Иерусалимом, вторым Святым городом. Со всех концов Византийской империи сюда свозились все святыни, находившиеся на территории, подвластной православному императору. Паломники, которые могли в те трудные времена совершать путешествия к святым местам, всегда старались побывать не только в Святой Земле, но и в Константинополе, где находилось собрание всевозможных православных христианских святынь. Часть Древа Креста Господня носили по улицам Константинополя в жаркие летние месяцы, когда в городе случались свойственные южному климату моры. В то время еще не было таких средств предотвращения заразных болезней, которые знает современная медицина, – люди прибегали только к Господу. Великую святыню носили по улицам Константинополя и болезненные и гибельные поветрия прекращались.

Второе событие – это в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. В начале XII века на Руси и в Византии одновременно произошли похожие чудеса. К этому периоду относится борьба Византии с кочевниками-иноверцами. Во время одной битвы византийский император Мануил увидел сияние, исходившее от иконы Спасителя. Оно распространилось на все войско и во врагов вселило ужас, а в православных воинов – мужество и веру в победу, которая и была одержана благодаря этому чуду. В тот же год и в тот же месяц на Руси случилось нечто подобное. Князь Андрей Боголюбский пошел войной на кочевников, постоянно досаждавших русским землям. Во время битвы также от иконы – на сей раз от иконы Божией Матери – исходило сияние. Это чудо вдохновило князя Андрея и его воинов – благодать Божия одновременно вселила мужество в православных и малодушие в язычников.

Третье празднование посвящено памяти святых мучеников Маккавеев, которые были приверженцами партии Маккавеев, восставшей против Антиоха Епифана – сирийского царя, но грека по происхождению. Епифан хотел заставить все подвластные ему народы, в том числе и иудеев, поклоняться идолам. Тогда иудеи подняли против него восстание, во главе которого стояли сыновья священника Маттафии. Один из них, Иуда, из-за странной формы головы получил прозвище Маккавей, что значит «молотообразный». Это был очень мужественный и талантливый полководец: с небольшими своими отрядами он сумел разгромить огромные полчища Антиоха Епифана. Маккавей погиб от руки иноверца, однако дело его не погибло: Иудея отстояла свою религию, в то время единственно истинную, или, как бы мы сейчас сказали, православную. А те братья, которых мы сегодня празднуем, также называются Маккавеи, поскольку они были приверженцами партии Маккавеев. Они мужественно пострадали от язычников, потому что не захотели принимать заблуждения, которые им навязывал Антиох Епифан, и с верой в воскресение мертвых отдали свою жизнь Богу.

Эти три совершенно разных события будто бы волею случая соединены в праздновании в один день. Однако ничего случайного вообще в жизни, а тем паче в Церкви Христовой, не бывает, хотя что-то может остаться и не понятым нами. Это совпадение должно научить нас тому, что является общим в трех таких разных событиях и в самих церковных обычаях. Прежде всего необходимо сказать о самом важном из этих праздников: изнесении честных Древ Животворящего Креста Господня. Почему Крест является для нас Божией Силой и Божией Премудростью? Почему апостол Павел говорит: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14)? Потому что через страдания на Кресте Господь спас человеческий род.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи