Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

19 августа – Преображение Господне

19 августа – Преображение Господне

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша

Незадолго до Своих страданий и смерти, Господь наш Иисус Христос взял трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и возвел их на гору Фавор. Здесь Он благоволил видимо явить избранным ученикам Свою Божественную славу: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег.Вместе с апостолами пред Господа предстали два величайших мужа Ветхого завета – Моисей и Илия – и беседовали с Ним о тайне страданий Его. И вот, светлое облако осенило всех, и раздался глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Убоявшись, апостолы пали ниц, но Господь поднял их, сказав: «Встаньте и не бойтесь». Поднявшись, они увидели Его уже в привычном виде.

Своим Преображением Господь укрепил веру учеников и показал им царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестья Своего, чтобы когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, но добровольно – для спасения мира. То, что очевидцами Преображения были и пророки, и апостолы, свидетельствовало, что Христос есть Владыка всех, живых и мертвых и Податель двух заветов – Ветхого и Нового.

(Евангелие от Матфея, 70 зачало, глава XVII, стихи 1–9)

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Что же за свет исходил от Господа и как видели его апостолы? По учению святых отцов Церкви, в особенности святителя Григория Паламы, это был не материальный свет, но Божественная слава, открывшаяся ученикам. Апостолы видели сияние славы и телесными глазами, но прежде всего они видели его душевным чувством. И богословски точнее было бы сказать, что не Господь преобразился, а ученики Петр, Иаков и Иоанн преобразились до такой степени, что смогли видеть Божественную славу, которая всегда пребывала и пребывает с Господом Иисусом Христом, как Сыном Божиим. Потому Господь и удалился с ними на гору, чтобы не получилось такой странной ситуации: несколько ближайших Его учеников, находясь в среде прочего народа, вдруг почувствовали бы всю эту необыкновенную сладость и, устрашаясь явлением славы и одновременно утешаясь необыкновенным сверхъестественным утешением, невольно обнаружили свое состояние перед другими. По этой же причине и в последующие времена подвижники удалялись в места уединения, чтобы не обнаружить чувства, испытываемые ими при созерцании Божественной славы чувства.

Почему благодать видится как свет? Вспомним беседу о цели христианской жизни преподобного Серафима Саровского с его учеником помещиком Мотовиловым. Когда во время нее благодать Божия сошла на преподобного и его ученика, лица их просияли и они испытывали благодатные чувства, подобные тем, что переживали ученики Спасителя на Фаворе. Что же видели преподобный Серафим и Мотовилов? Свет. Они видели друг друга просиявшими, потому что Божественная благодать явилась им как свет. Они чувствовали дивное благоухание и тепло. Слышали необычайную, глубокую тишину в своей душе. Ощущали в душе необыкновенную сладость.

Следовательно, благодать Божию человек воспринимает каждым своим чувством так, что она кажется ему чем-то самым возвышенным из всего земного. Для глаз – это свет, для обоняния – необыкновенное благоухание, для осязания – тепло, для слуха – тишина, для вкуса – сладость. Отсюда можно заключить, что благодать выше всего этого. Но поскольку телесные чувства и само тело от великого обилия благодати способны ощутить в себе ее действие, постольку наши духовные ощущения и облекаются в некоторые телесные образы. Ведь Бог не есть ни физический свет, ни благоухание, ни тишина, ни сладость, но Он ощущается нами так, как мы способны Его воспринять. Вот почему при общении с Богом, когда мы приближаемся к Нему, Он воспринимается нами как свет: не потому, что Его Самого или Его славу можно отождествить с физическим светом, но потому, что свет – это самое прекрасное и самое «нематериальное» из нашего материального мира, способное олицетворять и символизировать для наших чувств Божественную славу.

Евангелист Лука приводит еще такую подробность: «Когда же он [Петр] говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 34–35). То есть ученики вошли в такое состояние, когда через Сына познали и Отца, Который, по выражению святых отцов и богословов, является источником Божества. «Когда был глас сей, остался Иисус один» (Лк. 9, 36). Что это значит? Ведь мы помним, что на Фаворе с преобразившимся Господом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия. Эти слова не означают, что видение закончилось и Иисус остался один. Но когда является Божественная слава, все земное, все сотворенное, даже и духовное, отступает и созерцается один Бог. Созерцание учеников продолжалось только в отношении Божества Спасителя, для того чтобы они поняли, что слова «Сын Мой возлюбленный» относятся именно к Иисусу, не ошиблись, по присущей им в то время духовной немощи, и не подумали, что эти слова сказаны о Моисее или Илие. «Остался Иисус один» – и апостолы не только на словах, не только умом, а душой, всем своим существом познали, почувствовали, что Он есть Сын Божий. Когда же они таким глубочайшим образом соединились с Богом, видение прекратилось. Я думаю, прекратилось отчасти по той причине, что человеческое естество не способно долго выдерживать необыкновенной силы действия благодати. Вспомним, например, описанное преподобным старцем Силуаном явление ему Господа. Испытывая сильнейшую духовную брань, он напряженно молился в храме и пришел почти в отчаяние; вдруг икона Спасителя перед ним преобразилась и он увидел живого Господа. Его душу исполнили такие свет и сладость, такая Божественная слава, что впоследствии он говорил: «Если бы это продлилось еще на одно мгновение – я бы умер».

Вот что испытывали на Фаворе ученики Спасителя: апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они не посредством рассуждений и догадок, не с чужих слов, но сами опытно познали, что Иисус есть возлюбленный Сын небесного Бога Отца и потому Его необходимо слушаться.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи