Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

10 сентября – Неделя 14-я по Пятидесятнице (о званых на пир)

10 сентября – Неделя 14-я по Пятидесятнице (о званых на пир)

(Евангелие от Матфея, 89 зачало, глава XXII, стихи 1–14)

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрёгши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Существует предание, что в древности приглашённые на брачный пир одевались в особую одежду. Это вполне вероятно, ведь известно, что жизнь в те времена сопровождалась различными ритуалами и обычаями. Возможно, одну одежду надевали, когда шли в , другую – на брачный пир, иную одежду носили в будни. Собственно, нечто подобное происходит и сейчас, только мы судим о необходимости той или иной одежды просто по её нарядности и соответствии нашим понятиям о приличиях, а в древности существовал особый подход. Однако вне зависимости от того, как мы будем понимать «брачную одежду» – по-современному ли (человек оделся недостаточно торжественно и прилично для этого случая) или так, как понимали это в древности (не надел положенную для такого случая специальную одежду), – царь, как сказано в притче, этим возмутился. «И говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (ст. 12). Что можно понимать под этой брачной одеждой, если на брачный пир призваны мы все – и злые, и добрые? Я думаю, что это – покаяние. Что иное может надеть на себя злой человек, чтобы стать достойным присутствовать на церковном пире? Некоторые отцы считают, что это любовь, но может ли злой человек надеть на себя ризу любви? Есть ли она у него? Покаяние же такая «одежда», которую любой может на себя примерить и в которой будет выглядеть прилично. В ней, действительно, нуждается и злой, и добрый по сравнению с другими людьми, но перед Богом такой же грешный, как и остальные. Не нужно думать, что поскольку Господь нас призвал, то мы уже спасены: в Церковь нужно приходить с покаянием. Справедливо сказано о реакции человека: «он же молчал». Такому человеку нечего сказать, он не имеет никакого оправдания. Бог призвал тебя, когда ты был совершенно падшим, утопал в грехах и был далёк от истины до такой степени, что даже не подозревал о её существовании. Это относится к каждому из нас. Бог призвал тебя, привёл в Церковь – и ты не хочешь каяться, как же ты после этого можешь оправдаться? Поэтому нам будет нечего сказать, у нас нет никакого оправдания.

«Ибо много званых, а мало избранных» (ст. 14). Много званых: Господь зовёт и достойных, ведущих по видимости добродетельную жизнь, зовёт и пребывающих на распутьях, заблудившихся. Он не пренебрегает ни злыми, ни добрыми, но требует от всех не только откликнуться на этот зов и войти в храм, в Церковь, стать членами Тела Христова, ветвями Божия виноградника (в таких образах изображает Священное Писание жизнь Церкви), но и находиться там в покаянии. Если мы не будем иметь покаяния, то низвергнемся во тьму внешнюю, то есть совершенно лишимся всякого богопознания. Уже в настоящей жизни мы это чувствуем; если внимательно следим за своей внутренней жизнью: после согрешения в душе появляется опустошение, некая тьма. Это – предзнаменование и предостережение от того страшного бедствия, которое ожидает человека в вечности, если он не покается. Это только слабая тень того отчаяния, которое почувствует человек, когда будет извергнут из Церкви окончательно, то есть после своей кончины.

Мы должны, во-первых, отозваться на зов Божиих посланников: пастырей Православной Церкви, и уже умерших – пророков, апостолов, святых отцов, и ныне живых – епископов и священников. Хотя мы, священники, может быть, и недостойны именоваться пастырями и носить этот высокий сан, но если мы наставляем согласно Евангелию, то вы обязаны повиноваться. Различные события, например, скорби, призывающие нас войти в Церковь и только в ней одной искать спасения и утешения, призывы нашей совести, время от времени громко звучащие в нашей душе, – это тоже Божии посланники. Книги святых отцов – тоже тот самый зов отшедших от нас пастырей, древних посланников Божиих. Всеми способами Господь призывает нас войти в Церковь и наслаждаться духовными благами, но только при одном условии – если мы наденем на себя приличную нашему состоянию и тому положению, в которое мы призываемся, одежду. А это и есть покаяние. Оно необходимо всем. Без покаяния невозможно ни приобрести какую-либо добродетель (в том числе и любовь), ни удержать её, если она у нас уже есть. Только стяжав покаяние, мы сможем спокойно, смело, как близкие друзья, наслаждаться этим необыкновенным церковным пиром – пиром Христовым. Опомнимся, если у нас нет покаяния, постараемся всеми силами его приобрести, облечься в него и таким образом обезопасить себя от всевозможных духовных падений и преткновений, сделать себя достойными пребывания в Церкви. Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), единственная жертва, которую Бог принимает от падшего человеческого естества, – это дух сокрушённый.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи