Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

11 сентября – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

(Мк 24, стихи 6, 14–30)

Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мёртвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошёл, отсек ему голову в темнице, и принёс голову его на блюде, и отдал её девице, а девица отдала её матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

Так обыкновенно и заканчиваются все пиры – попранием нравственности и необыкновенной жестокостью. Под действием алкоголя разнуздываются все страсти, так что даже добрые или, по крайней мере, не проявлявшие ранее особенной жестокости люди совершают зверские убийства.

Нечто подобное действию алкоголя испытываем все мы, когда даём волю своим страстям. Алкоголь освобождает страсти, но дать им волю могут и наше нерадение, и наша гордость. Ведь гордость лишает нас благодати, подавляющей действие страстей. Сластолюбие и самолюбие также дают свободу страстям, потому что ради своего «я», ради этого идола, которому поклоняемся, мы готовы совершить все что угодно. Иногда мы поклоняемся и своему разуму, например, когда считаем свой взгляд на вещи и своё понимание действительности единственно справедливыми. Такая мнимая справедливость также разнуздывает страсти, скованные прежде совестью, понуждением, молитвой и благодатью. Под действием страстей мы готовы совершить самое страшное преступление. Страсти убивают в нашей душе покаяние, как Ирод убил Иоанна Крестителя – покаяния. Они лишают нас благодати (имя Иоанн означает «благодать Божия»). Под действием разнузданных страстей мы, подобно тому как Ирод незаконно казнил Иоанна Крестителя, казним в себе проповедь покаяния (то есть упрёки совести), которая находится в нашей душе как бы заключённой в темницу и к которой мы иногда с удовольствием прислушиваемся и многое делаем, повинуясь её голосу.

«Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе» (ст. 29). На этом евангелист Марк заканчивает своё отступление, сделанное им для того, чтобы объяснить, что же произошло с Иоанном Крестителем. А затем возвращается к прежнему повествованию: «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили» (ст. 30).

Так погиб величайший из пророков, сподобившийся не только пророчествовать о явлении в мир Христа Спасителя, но и увидеть своё пророчество сбывшимся. Пророк, который возложил свою руку на голову Спасителя и получил откровение о том, что «Сей есть Сын возлюбленный» Бога Отца (Мф. 3, 17) и что Он пришёл «спасти мир» (Ин. 12, 47).

По Преданию Православной Церкви, святой пророк Иоанн продолжил пророческое служение: сойдя своей святой душой в преисподнюю, он проповедовал там скорое освобождение пленённых душ. И таким образом, то, что Иродиаде и присутствовавшим на пиру безнравственным, беззаконным слугам Ирода казалось концом, было на самом деле началом – началом нашего спасения.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи