Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

О дивнаго чудесе: источник жизни
от неплодныя раждается и
благодать плодородити светло начинается

Сегодня Церковь празднует преславное рождество от святых Иоакима и Анны преблагословенной Девы Марии, избранной в Матерь Господа нашего Иисуса Христа. По отцу Пресвятая Дева происходила от рода царского, по матери – от архиерейского, потому Она венчана особой славой и честью. Рождество Богородицы есть начало всех праздников Нового Завета, начало исполнения обетований божественных, которыми в течение тысячелетий жило и утешалось человечество. Это празднование явления миру Преблагословенной Девы, предуготованной от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого. По словам св. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился».

(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38–42, глава XI, стихи 27–28)

В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Родители Божией Матери, праведные Иоаким и Анна, были людьми богатыми и благочестивыми. Вся их жизнь протекала в добрых делах и молитве, но им промыслительно не было даровано детей. В то время бесплодие в израильском народе воспринималось как признак греховности и отверженности, и потому, несмотря на то что молитвы этих праведников были угодны Богу, жертвоприношения Иоакима и Анны считались презренными. Однажды, во время одного из иудейских праздников, Иоаким отправился в , чтобы принести положенные по закону жертвы, но священник не принял их, сказав: «Видимо, ты великий грешник, если Господь не дарует тебе детей. Жертва твоя неугодна Богу». Какой-то находившийся рядом, по-видимому, благочестивый иудей сказал с таким же презрением: «Как ты смеешь приносить жертву прежде меня? Ты бесплоден, и потому ясно, что Бог твою жертву не принимает».

Так люди, судя по каким-то внешним обстоятельствам, делают выводы о внутренней жизни человека, не понимая того, что она глубоко таинственна. Скорби и лишения человека часто свидетельствуют совсем не о том, что его молитвы Богом не принимаются или что его духовная жизнь предосудительна. Наоборот, они служат признаком того, что человек особенно угождает Богу, подвергается испытаниям и закалке, совершенствуясь в преданности воле Божией. Так было и с Иоакимом и Анной.

Это оскорбление и унижение стало для Иоакима, как говорят, последней каплей. Супругам и так было очень скорбно: они терпели бесчадие вплоть до преклонного возраста, когда уже невозможно надеяться на рождение детей. В особенности это касалось праведной Анны, которая уже вышла из того возраста, когда можно зачинать и рожать детей. Удручённый скорбью, Иоаким не возвратился в свой дом, а пошёл в пустыню к стадам, которые пасли его слуги. Уединившись там, он молился и сорок дней держал очень строгий , не вкушая даже хлеба, для того чтобы Господь услышал его молитвы. Анна, узнав от пришедших из Иерусалима людей об унижении своего праведного супруга, весьма скорбела, думая, будто это она повинна в том, что у них нет детей. Она тоже, уединившись в саду у своего дома, усердно молилась о ниспослании им чада. Молилась вопреки всякому здравому смыслу, ведь, если рассуждать по-человечески, детей у них быть уже не могло.

По прошествии сорока дней праведной Анне явился Ангел и сказал, что у них родится Дочь, Которая будет благословенна среди женщин. Он повелел назвать Её Марией. И было сказано Анне: «Иди в Иерусалим, там принесите жертву Богу, и Господь услышит вашу молитву». Иоакиму в пустыне тоже явился Ангел, который и ему повелел: «Иди в Иерусалим, там ты и Анна встретитесь у Золотых ворот. Господь услышал вашу просьбу, и с вами произойдёт чудо». (Золотые ворота были главными воротами города и вели непосредственно в храм). Супруги с радостью поспешили в Иерусалим, встретились там, и по прошествии некоторого времени произошло великое событие: зачатие праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Девы Богородицы.

Апостол Павел говорит: «Брак свят и ложе нескверно» (см. Евр. 13, 4). Даже великие подвижники, аскеты и девственники происходят от брака, и потому никто не имеет права уничижать брак, превратно глядя на то, что чисто, ведь «для чистого все чисто, а для нечистого все нечисто», как сказал тот же апостол Павел (см. Тит. 1, 15). В Православной Церкви даже празднуются дни зачатия Богородицы и Иоанна Крестителя. В день Благовещения Божией Матери также празднуется непорочное зачатие Ею Господа Иисуса Христа.

Мы прославляем многих разных знаменитых людей, многие народы гордятся своими великими полководцами, правителями, писателями, философами, которые иногда фактически являются даже преступниками. Например, князь Святослав, отец равноапостольного князя Владимира. Он был язычником, довольно жестоким варваром, который сознательно отказался от Крещения: его мать, равноапостольная Ольга, уговаривала его принять Крещение, но он отказался. С небольшой дружиной Святослав ходил в грабительские военные походы. Воевал он и против православного христианского государства – Византии. Однако этот человек считается народным героем. И многие другие, даже и недостойные, прославляются лишь за то, что они как будто бы имеют значение для судьбы своего народа.

Насколько же больше мы должны прославлять Пресвятую Деву Богородицу? Того человека, через которого пришёл в мир Сын Божий и совершилось спасение всего человеческого рода. Того единственного человека, которого, так сказать, ждало время и, если выразиться дерзновенно, без которого Господь не мог явиться в мир. Ибо не было подобного Ей, такого, кто был бы способен стать некоей лествицей, позволившей Богу спуститься на землю. И потому, сколько бы мы ни прославляли Божию Матерь, как бы ни были искусны в Её воспевании, сколь бы много ни размышляли об этом, всего этого будет мало в сравнении с той славой, которой удостоил Её Бог.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи