Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

29 октября – Неделя 21-я по Пятидесятнице (притча о сеятеле)

29 октября – Неделя 21-я по Пятидесятнице (притча о сеятеле)

(Евангелие от Луки, 35 зачало, глава VIII, стихи 5–15)

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Слово Божие распространяется по-разному, например, через книги или через проповедь. Можно сказать, что оно проповедуется и через природу, потому что красота и совершенство окружающего нас мира говорят о славе Божией: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2). Под словом Божиим можно понимать и учение о спасении, и молитву, в особенности молитву Иисусову, ибо в кратких словах этой молитвы как бы в концентрированном виде содержится все учение о спасении. Первая часть Иисусовой молитвы говорит о пришествии в мир Сына Божиего, а также о Пресвятой Троице, потому что когда мы называем Иисуса Господом и Сыном Божиим, то подразумеваем, что у Сына должен быть и Отец, а называя Его Христом, упоминаем и Духа Святого, потому что Иисус Христос помазан Духом Святым, а в переводе с греческого Христос значит помазанный. Само слово «Господи» указывает на единосущие Лиц Пресвятой Троицы, потому что, как Отец есть Господь, так и Сын – Господь, и Дух Святой – Господь. Во второй части молитвы содержится учение о покаянии и милости Божией. Когда мы произносим слова «помилуй мя, грешнаго», то, с одной стороны, каемся, называя себя грешниками и просим у Бога милости, а с другой – исповедуем то, что помилование даровано нам именно благодаря пришествию в мир Господа Иисуса Христа. Если бы мы не надеялись на милость Божию, то и не молились бы. Вот каким образом в Иисусовой молитве содержится все учение о спасении.

«А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (ст. 14). Внимательной молитве очень мешают всевозможные житейские заботы. Они представляются нам очень нужными и важными, и мы им полностью предаемся, забывая о том, что на самом деле все исходит от Бога («без Бога ни до порога», как говорит русская пословица), забывая, что нужно прежде искать Царствия Небесного, а остальное приложится (см. Мф. 6, 33). Всевозможные заботы, часто совершенно ненужные и лишние, отвлекают наше внимание от молитвы, и если мы и продолжаем молиться, то совершенно невнимательно, без умиления и покаяния. Такая молитва не приносит никакого плода, не помогает нам ни стяжать благодать в своем сердце, ни приобрести добродетели, ни получить милость Божию. Как только человек становится на молитву, он вспоминает об очень нужных и важных, как ему кажется, делах. Пока он ужинал, придя с работы, пока беседовал со своими родными, он ничего такого не вспоминал, но, встав на молитву, будь то Иисусова молитва или другие молитвословия, он тут же вспоминает разнообразные дела: например, нужно к чему-то подготовиться, нужно позвонить знакомым и предупредить о чем-то, чтобы не забыть и не сорвать важного дела. В лучшем случае человек начинает думать о завтрашнем дне: что нужно будет сделать, куда пойти после работы, как себя вести на работе или с родственниками и прочее, прочее, прочее… Эти пустые, ничего не значащие, как будто бы и не греховные мысли лишают человека всякого духовного плода. Так почему же мы считаем, что они ничего не значат, если они причиняют нам столь большой вред? Напротив, мы должны сделать вывод, что несвоевременные попечения о суетных вещах очень опасны, они делают нашу молитву бесплодной, тогда как мы оправдываемся тем, что не думаем ни о чем греховном, тем, что обязаны заботиться обо всем этом.

«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (ст. 15). Очень важно обратить внимание на последние слова: «приносят плод в терпении». Терпение совершенно необходимо как вообще при всякой добродетели, так и, в особенности, при занятии Иисусовой молитвой. Нам необходимо терпение, чтобы противостоять тем искушениям, о которых я сейчас говорил: суетности, страстности, безразличию. Мы должны противиться давлению дьявола и терпеть, а мы, если что-то у нас не получается, сразу оставляем дело. Не нужно думать, что в одно мгновение мы избавимся от искушения, – только в терпении мы можем принести сторичный, то есть обильный, плод. Возможно, что четки, имеющие обычно сто узлов, символизируют как раз тот сторичный духовный плод, который приносит Иисусова молитва творящему ее в терпении.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи