Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

5 ноября – Неделя 22-я по Пятидесятнице (притча о богаче и нищем)

5 ноября – Неделя 22-я по Пятидесятнице (притча о богаче и нищем)

(Лк., 83 зач., XVI, 19–31)

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Посмотрим же на себя трезво и мы увидим, что первостепенное значение мы придаем тому и вообще живем только тем, что для христианина, казалось бы, не должно представлять никакого интереса. Мы очень боимся поссориться с начальством, близкими, друзьями, мы тщательно продумываем, как провести следующий день, планируем, что мы должны будем делать, но совершенно не думаем о том, что ждет всех нас – о переходе через границу смерти, о будущей жизни. Мимолетному мы придаем огромное значение и, можно сказать, только об этом и думаем, а все, что связано с вечностью, считаем ничего не значащим. Мы лишь называем себя верующими, но совершенно не заботимся о будущей жизни. Однако и для нас наступит такой момент, когда все переменится, как в жизни богача и Лазаря: богатство обернется мукой, а страдания – блаженством, подобно тому как наступил он в жизни этих приточных персонажей – богача и Лазаря. Тогда то, что для нас имело огромную важность, то, чем мы жили, окажется ничтожным и как бы несуществующим, тенью, дымом, который развеялся. И наоборот, то, что мы считали непринципиальным, о чем совсем не задумывались или, в лучшем случае, выделяли на это малую часть нашей жизни, одно это и станет для нас значащим. И это не кончится никогда.

Каждого из нас – человека, полностью погруженного во временную материальную жизнь, можно уподобить пиршествующему богачу. Пиршество – это земная жизнь. Нашей собственной душе, которую можно сравнить с нищим Лазарем, желающим получить какие-то крохи, мы не уделяем и малого времени своей жизни, она страдает, подобно Лазарю, с той только разницей, что и в вечности она будет пребывать в вечных муках из-за нашего нерадения.

Как же возможно, уделяя большую часть времени труду ради пропитания себя и своей семьи, думать при этом о вечности? Это очень просто мы только пренебрегаем этим. Будем всегда каяться. Одно воспоминание о будущей жизни, соединенное с покаянной молитвой Иисусовой, уже делает нас совсем другими людьми, которые всегда и везде непрестанно готовятся к переходу в вечную жизнь и помнят, что там, возможно, они захотят, чтобы только язык их смочили, чтобы хоть слегка облегчились их страдания. Людьми, которые помнят, что каждое мгновение этой жизни можно утерять безвозвратно и, может быть, именно этого малого мгновения им и не хватит для покаяния. Так, пребывая в постоянном покаянии, непрестанно молясь и каясь, чем бы мы ни занимались (может быть, и не имея возможности специально уделять молитве продолжительное время, а молясь всего лишь какие-нибудь полчаса или час в день), будем всегда готовить себя к переходу в будущую вечную жизнь.

Нужно понуждать себя к духовной трезвости, чтобы видеть себя такими, какие мы есть, – это послужит для нас поводом к покаянию. Мы увидим, что на самом деле мы придаем значение вещам преходящим и ничтожным, а то, что неминуемо и вечно, считаем бессмысленным. Взглянем на себя трезво, исправимся и будем думать о вечной жизни не как о литературном образе Евангелия, а как о той реальности, которая когда-нибудь обязательно наступит и для нас и в которой мы будем пребывать вечно.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи