Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

3 декабря – Неделя 26-я по Пятидесятнице (о неразумном богаче)

3 декабря – Неделя 26-я по Пятидесятнице (о неразумном богаче)

(Евангелие от Луки, 66 зачало, глава XII, стихи 16–31)

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (ст. 21). Это замечательные слова, объясняющие сущность этой притчи! «Так бывает с тем» – не только с одним описанным богачом, но со всеми, кто собирает сокровища для себя, и с нами тоже. Неважно, великие это сокровища или малые, – может быть, мы радуемся о каких-то скромных приобретениях, например, отремонтировали квартиру, обставили мебелью, купили бытовую технику и думаем: «Душа, ты имеешь блага на долгие годы. Покойся, ешь, пей, веселись». Разве мы не уподобляемся приточному богачу, когда стремимся к житейским удобствам и уюту, почитая их за единственное счастье, когда приобретаем эти немногие земные блага и воображаем, что все у нас будет хорошо? Но ведь наша собственная жизнь и судьба наших родственников зависит не от наших малых приобретений. Приведу случай из жизни: замужняя женщина жила со своей семьей в большой бедности, они занимали впятером одну комнату в неблагоустроенной коммунальной квартире. Всю жизнь эта женщина мечтала о квартире – трехкомнатной, отремонтированной, где можно было бы жить спокойно. И в конце концов она получила желаемое, но затем у нее умер муж, скончалась старушка-мать, жившая с ними, потом не стало и дочери, – она осталась с одним сыном в пустой квартире. Ни о каком счастье не могло быть и речи, все ее мечты оказались тщетой, пустотой, миражом. Это похоже на то, как путешественнику в пустыне кажется, что рядом оазис с водой, но когда он приближается к нему, то обнаруживает, что там ничего нет, а только песок, пустота, растрескавшиеся от жары камни… Так происходит с теми людьми, которые мечтают найти счастье лишь в житейском благополучии, в безмятежной земной жизни, с теми, «кто собирает сокровища для себя».

Что же обозначают следующие как будто бы странные, с точки зрения грамматики, слова «не в Бога богатеет»? Богатеть в Бога, или в Боге – это значит приобретать духовное сокровище, собирать себе богатство на небесах. А где будет наше сокровище, там будет и наше сердце (см. Мф. 6, 21). Богатеть в Боге – значит делать добрые дела, правильнее сказать, добрые дела не сами по себе являются истинным, неокрадываемым и действительным богатством, но тем средством, благодаря которому мы его приобретаем. Молитва также в каком-то смысле является нашим сокровищем, но и она лишь средство, способствующее приобретению богатства на небесах, в Боге. Так можно сказать и о покаянии, и о смирении, и о любви к ближнему – обо всех великих и малых добродетелях. Само же сокровище, которое мы собираем в Боге, – это Божественная благодать, даруемая истинным христианам за усердие в исполнении евангельских заповедей. Это настоящее сокровище и на небесах, и на земле, и в сердце человека. Можно даже сказать, что это сокровище – Сам Бог, неизреченно являющийся и пребывающий в человеческом сердце. Бог не отделен от нас пространством, потому что Он Вездесущ, но неизмеримо далеко отстоит от нас Своей сверхъестественной и непостижимой природой, Божественной сущностью. И это бесконечное расстояние Бог преодолевает Своими энергиями, то есть действиями, проникающими в душу и сердце человека. Но и мы со своей стороны также должны стремиться к Господу, должны открыть ему свое сердце, должны желать приобрести нетленное богатство. Наши грехи, в особенности неверие, гордость и нерадение, являются тем препятствием, которое мешает даже Самому Богу войти в наше сердце, потому что Бог никогда не нарушает свободной воли человека, но действует согласуясь с ней. И если человек действительно стремится к Богу, то Господь близ него. Он и на небесах, и возле тебя, Он бесконечно далек и находится к тебе ближе, чем твоя собственная одежда.

Вот что значит богатеть в Бога и собирать себе сокровища на небесах – в этом заключается настоящее благоразумие и истинный здравый смысл. Вот какие житницы мы должны строить и собирать в них сокровища для себя, не думая, что собранного уже достаточно. В духовном отношении мы должны быть, если можно так выразиться, жадными и сребролюбивыми, должны стремиться собрать все больше и больше небесных сокровищ. Мы не знаем, когда возьмут у нас нашу душу и какой выкуп потребуется за нее, но мы знаем, что ничем иным не сможем выкупить ее, как только благодатью, приобретенной за краткое время нашей земной жизни.

Если нам понятно, что человек, имеющий большое богатство, думает о том, как его сохранить, сберечь и приумножить, то почему мы не понимаем того, что мы должны так же приумножать наше духовное богатство? Почему мы имеем скромные притязания в духовном отношении и необыкновенно сильное желание земного благополучия? Подумаем об этом, опомнимся и начнем истинное стяжание, истинное приобретение сокровища в Боге, которое делает человека богатым во веки веков.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи